Минфин: инвесторы должны получать льготы автоматически
Регионы не должны тормозить выдачу льготМинфин предлагает минимизировать влияние регионов на отбор инвестиционных проектов, дающих право на льготы, заявил замминистра финансов Сергей Шаталов. Инвесторы, вложившие не менее 50 млн руб. за три года и 500 млн за пять лет, получают льготу: на 10 лет ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет (2 п. п. из 20%), – 0%, в региональный – не выше 5% в первые пять лет, а затем еще на пять лет – не больше 10%. Механизм действует в регионах Дальнего Востока, Забайкалья и Иркутской области.
Сейчас регионы сами решают, будут ли льготы, а затем передают ФНС данные по отобранным проектам. Но механизмом почти не пользуются, говорит Шаталов: стартовало 3–4 таких проекта (закон заработал с 2014 г.). По предложению Минфина инвестор должен информировать ФНС, что соответствует условиям, и автоматически получать льготы, объяснил Шаталов. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Правительство планирует также дать право всем регионам устанавливать аналогичные льготы по налогу на прибыль для новых производств – в сентябре Госдума приняла законопроект в первом чтении.
Предложенное Минфином упрощение должно повысить инвестиционную активность, считает гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков: механизм не работал из-за избытка процедур. Регионы неохотно давали льготы из-за сложной ситуации с бюджетами, считает аналитик S&P Карен Вартапетов. Когда расходы растут, а темпы роста доходов падают, предоставлять льготы по налогу на прибыль (формирует более 20% доходов региональных бюджетов) очень сложно: эффект от инвестиций проявится только в будущем, а доходы выпадают сейчас, объясняет он.
Более чем за 20 лет существования различных налоговых и инвестиционных режимов в регионах – особых экономических зон, территорий опережающего развития, региональных инвестиционных программ – успешных примеров единицы, говорит Вартапетов. Если льготы по-прежнему будут предоставлять регионы, то ситуация вряд ли сдвинется с места, а если федеральный центр, то это будет противоречить идее отменять федеральные льготы по налогам, поступающим в региональные бюджеты, рассуждает он.