Закрытым городам пропишут выход в открытую экономику
Взамен они хотят льгот и преференцийМинэкономразвития предложило на прошлой неделе лишить с 2016 г. статуса закрытой территории шесть городов, где проживает свыше 350 000 человек. Четыре пункта – Северск (Томская область), Зеленогорск (Красноярский край), Новоуральск (Свердловская область) и Заречный (Пензенская область) – в ведении «Росатома». В двух поселках – Звездный (Пермский край) и Локомотивный (Челябинская область) – живут ракетчики.
Изменение статуса с нового года оказалось новостью для местных властей. Открывать Северск преждевременно, нужно больше времени, говорится в заявлении губернатора Томской области Сергея Жвачкина. В мэрии Заречного документов о смене статуса поселения не видели, заявил местным СМИ мэр Вячеслав Гладков. Сам он против такого решения: «Заречный не готов к открытию ни экономически, ни социально, ни психологически. Пострадать от открытия может в том числе и градообразующее предприятие». Жвачкин тоже переживает за расположенный в Северске Сибирский химкомбинат (специализируется на обогащении урана, входит в ТВЭЛ «Росатома»): в первую очередь должны быть учтены интересы региона, жителей и градообразующего предприятия, говорит он.
Предложения по поселкам поступили от Минфина «в связи с прекращением деятельности градообразующего предприятия», замечает представитель Минэкономразвития, а по городам – от Минэкономразвития. Инициатива поддержана правительством, замечает он, но решений пока нет. С «Росатомом» смена статуса закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) не обсуждалась, уточнил представитель «Росатома», в принципе, некоторые ЗАТО могут быть открыты, но сначала надо оценить риски для национальной безопасности и социальные последствия.
Жвачкин предлагает сменить статус закрытого города на территорию опережающего развития (ТОР) с использованием потенциала Сибирского химкомбината.
Городская сеть «Росатома»
ЗАТО – это моногорода, построенные для развития атомной промышленности СССР, на территории которых расположены объекты с режимом гостайны. Периметр ЗАТО огорожен, охраняем, въезд разрешен по допуску ФСБ. В структуре «Росатома» 10 ЗАТО.
Закон о ТОР заработал в 2015 г. и вводит на отобранных территориях особый правовой режим предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций. Инициировать создание ТОР должен регион, а утвердить – Минэкономразвития и правительство. Создавать ТОР можно в Дальневосточном федеральном округе, ЗАТО – и в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, с 2018 г. – везде.
Вопрос о ТОР в Северске прорабатывают областная администрация, Минэкономразвития и «Росатом», говорит Жвачкин. Обсуждаются 13 проектов, следует из материалов по обсуждению ТОР. Впервые в России могут наладить производство бериллия. Проект ценой в 1,55 млрд руб. хотят к 2020 г. запустить Сибирский химкомбинат вместе с Томским политехническим университетом и ЗАО «Редкие металлы Сибири». Деньги планируется привлечь по госконтракту и у Минпромторга. Также в городе могут разместиться профинансированные «Росатомом» проекты по конверсии обедненного урана и производству смол. За урановый проект конкурируют сразу два ЗАТО «Росатома»: Северск и Новоуральск.
Проблему «атомных» городов решают и в Челябинской области, где на статус ТОР претендуют три ЗАТО (Снежинск, Озерск, Трехгорный «Росатома») и моногород Бакал, говорит руководитель постоянного представительства области Александр Шепилов. Основная задача – пустить капитал на территорию ЗАТО. По его словам, вопрос уже обсуждается с представителями «Росатома», области и Минэкономразвития, но «все модели разрабатываются исходя из итого, что статус ЗАТО будет сохранен».
В Минэкономразвития и «Росатоме» перспективы «закрытого статуса» Снежинска, Озерска и Трехгорного не комментируют. Пока ни один регион не обратился за получением статуса ТОР для ЗАТО, отмечает представитель Минэкономразвития.
ЗАТО – это скорее наукограды с высокопрофессиональными кадрами, где можно и нужно размещать высокотехнологическое производство, замечает директор по региональным и инфраструктурным рейтингам «Рус-рейтинга» Антон Табах: они могут стать точками роста.