Владельцы грузовиков не спешат платить за проезд

В системе взимания платы зарегистрировано пока лишь 7,8% грузовиков массой свыше 12 т
Грузоотправители предлагают если не радикально сократить размер платы, то хотя бы отложить запуск системы на неопределенное время
Грузоотправители предлагают если не радикально сократить размер платы, то хотя бы отложить запуск системы на неопределенное время / М. Стулов / Ведомости

Плата за проезд грузовиков весом свыше 12 т будет взиматься с 15 ноября. Регистрация в системе «Платон» началась 15 октября. С тех пор в ней появились данные лишь о 7,8% грузового транспорта в стране: от 12 698 владельцев 148 303 транспортных средств, сообщили «Ведомостям» в Росавтодоре.

Не определен окончательно и тариф. В мае правительство утвердило ставку в 3,73 руб./км, но сейчас обсуждается ее снижение, в проекте федерального бюджета на следующий год уже заложен тариф в 3,06 руб.

За сбор платежей и работу «Платона» отвечает концессионер «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, компания в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» «Ростеха» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю), за свои услуги компания получит от 10,6 млрд руб. в год. Оставшиеся около 40 млрд руб. от сбора платы с грузовиков будут направлены в Федеральный дорожный фонд. Эти деньги будут тратиться для поддержания федеральных дорог в нормативном состоянии.

Ситуация в регионах разная – например, на Дальнем Востоке зарегистрировано 90% местных грузовиков, сообщил представитель РТИТС. Система сбора платы была полностью готова за месяц до ее официального запуска, к середине октября открыто 103 центра обслуживания – в каждом регионе, за месяц откроется еще 35 на границах, говорит гендиректор РТИТС Александр Советников.

Для крупных логистических компаний предварительная регистрация доступна с августа. Регистрация заняла два дня, проверка – уже неделю, а подтвердили пока лишь один автомобиль, делится опытом гендиректор транспортной компании «Лартранс» Александр Ларионов. По его словам, в центре обслуживания не предоставляют и транспондеры (устройство для контроля маршрута). «Говорят, что их нет и сначала придется пользоваться маршрутной картой. Но это приемлемый вариант для автобуса или троллейбуса, ходящего по одному маршруту, а не для фуры, едущей по всей стране», – рассказывает Ларионов.

Процедура при личном обращении занимает 5–10 минут и 8–9 минут – через сайт, уверяет представитель РТИТС. Скоро появится возможность пополнять счет и оформлять маршрутные карты, отмечает он.

Ущербный транспорт

56% ущерба федеральным дорогам причиняют тяжелые грузовики, подсчитали в Росавтодоре.

РТИТС должна была подготовить 1,5 млн транспондеров, знает участник одного из совещаний РТИТС и Росавтодора. По расчетам РТИТС, лишь 15% автомобилей потребуются транспондеры. Сейчас система регистрирует запросы на них и требуемое количество – чуть более 100 000 шт., спрос покрывается первой произведенной партией, при необходимости будут произведены еще, успокаивает представитель РТИТС.

Пока владельцы проходят процедуру, у «Платона» появились двойники, якобы ускоряющие процесс регистрации в системе, но за деньги. Новосибирское ООО «Бюро финансовой защиты», специализирующееся на борьбе с коллекторами, создало сайт, внешне похожий на сайт «Платона». За 899 руб. на сайте предложено помочь пройти регистрацию в системе сбора платы. Но в «Платоне» все процессы бесплатные, а в Росавтодоре и РТИТС сейчас разбираются с происходящим, предупреждают представители этих структур. Получить комментарии «Бюро финансовой защиты» вчера не удалось.

Сами автомобильные перевозчики (копия письма от 20 крупных компаний к премьер-министру Дмитрию Медведеву есть у «Ведомостей») предупреждают: плата за проезд превратит их жизнь «в борьбу за выживание», обернется для государства транспортным коллапсом, гиперинфляцией и народными волнениями. Об этих и подобных последствиях за последние два месяца Медведева письменно предупреждали уже не менее трех раз более 70 ассоциаций и союзов продавцов, ритейлеров, производителей и грузоотправителей, строительных компаний.

Грузоотправители предлагают если не радикально сократить размер платы, то хотя бы отложить запуск системы на неопределенное время. Мораторий ударит по бюджету 2016 г. и не снимет с государства обязанность рассчитываться с концессионером, отмечает представитель Росавтодора, первый счет ляжет на стол в начале следующего года. Обнуление тарифа обнулит и планы дорожников, которые планировали отправить не менее 40 млрд руб. в год на строительство, ремонт и содержание дорог, подчеркивает он.

Перевозчики менее радикальны и предлагают лишь ввести постоплату, полугодовой мораторий на штрафы для не подключившихся к «Платону» и снизить их размер для юрлиц в 11–20 раз. Сейчас максимальное наказание – до 5000 руб. для физлиц и 450 000 руб. – для юрлиц. На днях Госдума может принять в третьем чтении поправки, которые вводят единый штраф в 150 000 руб., говорит представитель Росавтодора.