Свободный порт Владивосток растянется от Хабаровска до Камчатки

Минвостокразвития предлагает также льготы по пошлинам
Проект распространяет зону свободного порта на муниципалитеты с еще 13 портами
Проект распространяет зону свободного порта на муниципалитеты с еще 13 портами / А. Беленький-SPT

Минвостокразвития подготовило поправки в закон «О свободном порте Владивосток»: одна распространяет зону свободного порта Владивосток на территорию Сахалина, Камчатки, Чукотки и Хабаровского края, вторая вводит режим порто-франко – беспошлинного ввоза и вывоза товаров. До 2 ноября они должны оказаться в правительстве.

Закон о свободном порте Владивосток действует с 12 октября в 14 муниципалитетах юга Приморского края и аэропорту «Кневичи», где введены особые правила для нового бизнеса: налог на прибыль для новых компаний снижен до 5% на пять лет, каникулы по налогам на имущество и землю, возмещение НДС в течение 10 дней, беспошлинный ввоз товаров.

Проект распространяет зону свободного порта на муниципалитеты с еще 13 портами (см. таблицу), базу подводных лодок Тихоокеанского флота в Вилючинске и аэропорт «Елизово» на Камчатке. Они «предложены дальневосточными регионами как наиболее перспективные и прилегающие к морским портам», сообщил «Ведомостям» министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Из 13 портов у двух есть терминалы под СПГ, у трех – пассажирские. Основные грузы – уголь, товары для Севера, рыба, лес; порт Провидения используется как пункт сбора караванов для Севморпути. Эти порты мало ориентированы на экспорт, в основном их используют для каботажных перевозок, замечает Наталья Малышева из PortNews: Ванино – экспортный угольный центр, Холмск ориентирован на внутренние грузы.

Мог добавиться Магадан, но там порт замерзающий, знает сотрудник министерства. Это не конечный список, обещает Галушка.

Уже есть 30 кандидатов в резиденты, заявил в понедельник вице-премьер Юрий Трутнев: инвестиции в судостроение, рыбопереработку и инфраструктуру. Есть семь потенциальных проектов, в основном российских инвесторов, заявленные вложения превышают 60 млрд руб., сказал Галушка, первых резидентов отберут на следующей неделе, среди кандидатов Владивостокский морской рыбный порт, группа «Транзит-ДВ», «Сумма». Пока группа «Сумма» рассматривает возможность включить в зону свободного порта два своих инвестпроекта – строительство Большого порта Зарубино (2,5 млн TEU-контейнеров и более 25 млн т зерна) и угольного терминала в порту Восточный (20 млн т угля), но оба проекта находятся в Приморском крае – в Хасанском районе и Находке, отметил представитель группы «Сумма».

Основная проблема Дальнего Востока – тарифы перевозчиков, в том числе РЖД, и завышенные цены на услуги, замечает менеджер рыбоперерабатывающей компании. Он не уверен, что налоговых льгот достаточно. Многим важно решить проблемы с покупкой и арендой земли, коммуникациями и юридическими процедурами, говорит старший менеджер EY Илья Сухарников.

Создания классического свободного порта российский закон все же не предусматривает, замечает представитель компании, имеющей крупный стивидорный бизнес в регионе: нужно освобождение от НДС и от экспортных пошлин. Законопроект об отмене пошлин подготовлен, с этой недели начнется его публичное обсуждение, заявил Трутнев.

Чем шире будет зона свободных портов, тем больше шансов, что инвесторы смогут подобрать подходящую площадку, замечает Сухарников: на Дальнем Востоке очень мало подготовленных участков для ведения бизнеса по адекватным ценам. Но действовать надо быстро, пока есть интерес инвесторов, советует он.

Проект распространяет зону свободного порта на муниципалитеты с еще 13 портами