Центробанки продают казначейские облигации США рекордными темпами
Это еще одно свидетельство ухудшения экономической ситуации в развивающихся странахВ течение прошедшего года центральные банки продавали казначейские облигации США из своих валютных резервов рекордными темпами; в основном это делали развивающиеся страны, которые ранее были одними из крупнейших покупателей долларов.
За 12 месяцев по июль нетто-продажи официальными зарубежными институтами казначейских облигаций США со сроком погашения не менее года составили $123 млрд, подсчитал Торстен Слок, главный международный экономист Deutsche Bank Securities. Это самое значительное снижение за любой годичный период с тех пор, как данные стали собираться в 1978 г. Для сравнения: за год по июль 2014 г. чистые покупки средне- и долгосрочных казначейских бумаг зарубежными центробанками составили $27 млрд.
Даже в кризис 2007-2008 гг. этот показатель практически не уходил в минус (см. график). Однако в 2013 г., после того как в мае тогдашний председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке заявил, что она готова начать сворачивать программу денежного стимулирования, курсы валют многих развивающихся стран стали падать, и центробанкам пришлось их поддерживать, продавая доллары. Это способствовало тому, что доходность 10-летних казначейских облигаций поднялась с 1,6% ближе к 2%. В последние месяцы она держится около 2%, несмотря на высокий спрос на казначейские облигации со стороны частных инвесторов, ищущих убежища в период падения цен на сырье и акции и растущих опасений относительно здоровья мировой экономики: по словам трейдеров, массовые продажи казначейских бумаг, прежде всего китайским Центробанком, частично компенсируют эти покупки, не давая доходности снижаться.
Нетто-покупки казначейских облигаций США официальными зарубежными институтами, $ млрд
за каждые 12 месяцев
Китай продолжает продавать доллары
Валютные резервы Китая сократились в сентябре на $43 млрд, сообщает в среду Financial Times, после падения на $94 млрд месяцем ранее. «Эти данные показывают, что отток капитала продолжился, но более медленными темпами. Правительство не только словами, но и действиями старается убедить рынок, что масштабной девальвации юаня не будет. Мы ожидаем сокращения интервенций в ближайшие месяцы», – сказал Дин Шуан, главный экономист по Китаю Standard Chartered. Реальный отток капитала может быть больше, чем представляется из опубликованных данных, отмечают аналитики. «За прошедший месяц Народный банк Китая также проводил интервенции на рынке форвардных контрактов, и когда их срок истечет, валютные резервы могут снова заметно сократиться», – говорит Чжоу Хао, старший экономист по развивающимся рынкам Commerzbank в Сингапуре. Валютные резервы Китая теперь составляют $3,514 трлн, минимум с июля 2013 г. Максимума почти в $4 трлн они достигали в июне 2014 г., а в 2015 г. сокращались в среднем на $36,5 млрд в месяц (рост был отмечен лишь в апреле).
11 августа Народный банк Китая (НБК) удивил участников рынков объявлением об изменении системы расчета валютного курса и девальвацией юаня. Многие посчитали, что с ее помощью Пекин попытается стимулировать замедляющуюся экономику и поэтому следует ожидать дальнейшего падения юаня; инвесторы стали массово распродавать китайские активы. По словам людей, знакомых с положением дел в НБК, его руководители не ожидали столь резкой реакции; в последующие недели, чтобы удержать курс около 6,4 юаня за доллар, Центробанк массово продавал доллары и покупал юани. По внутренним оценкам НБК, только в августе он потратил на валютные интервенции $120-130 млрд, говорят люди, близкие к Центробанку.
Но денежные власти Китая были не единственными, кто в течение последнего года активно избавлялся от долларов. По данным министерства финансов США, вложения России в казначейские бумаги сократились за год по июль на $32,8 млрд, Тайваня – на $6,8 млрд, заметно уменьшилась и долларовая доля валютных резервов Бразилии. Даже Норвегия, экономика которой во многом зависит от нефти, цены на которую сильно упали, сократила вложения в американский долг на $18,3 млрд.
За прошедшее десятилетие крупный профицит счета текущих операций и значительные доходы от продажи сырья у экспортеров природных ресурсов позволили многим развивающимся странам существенно увеличить свои валютные резервы. Основная их часть вложена в казначейские облигации США, поскольку этот рынок, размер которого сейчас составляет $12,8 трлн, является самым ликвидным в мире, а доллар остается главной резервной валютой. За год по август 2012 г. и по январь 2013 г. покупки достигали рекордных $230 млрд, свидетельствуют подсчеты Deutsche Bank.
Однако замедление экономик развивающихся стран, падение цен на сырьевые товары и укрепление доллара в ожидании повышения процентных ставок ФРС привели к развороту потоков капитала: он стал уходить из многих развивающихся стран, заставляя центробанки продавать доллары для поддержки своих валют. Покупки казначейских облигаций центробанками в последнее десятилетие считаются одной из основных причин, удерживавших их доходности на низком уровне, говорит Стивен Джен, управляющий партнер SLJ Macro Partners и бывший экономист МВФ: «Теперь мы видим, что ситуация развернулась».
Аналитики, впрочем, не ожидают, что изменение позиции ряда центробанков с крупными валютными резервами приведет к дестабилизации на рынке американского госдолга. Ряд стран продолжают его покупать: так, вложения Индии увеличились за последний год с $79,7 млрд до $116,3 млрд. ФРС держит казначейские бумаги на $2,45 трлн (данные на конец сентября) и не собирается их продавать. «Не могу исключить, что действия Китая несут в себе большие риски для рынка облигаций, но это не заставляет меня не спать по ночам, – говорит Джеймс Сарни, старший управляющий партнер Payden & Rygel. – Даже если они решат продать еще казначейских облигаций, скорее всего, они будут действовать осмотрительно».
Зарубежные частные инвесторы в течение года по июль покупали казначейские облигации самыми быстрыми темпами за последние три года. А нетто-приток средств в американские паевые и биржевые фонды облигаций за год по сентябрь составил $20,4 млрд, по итогам календарного года приток может оказаться максимальным с 2009 г., свидетельствуют данные Lipper. Беспокойство относительно перспектив мировой экономики, рост которой сильно замедлился прежде всего из-за ухудшения ситуации в развивающихся странах, продолжит удерживать доходности казначейских облигаций на низком уровне, полагают многие эксперты. «В мире есть проблема недостаточного спроса. Доходности американских бондов не будут сильно расти, пока мы не увидим значительно более быстрый подъем [мировой экономики] и более высокую инфляцию», – говорит Майкл Петтис, профессор финансов Guanghua School of Management при Пекинском университете.
Перевел Михаил Оверченко