Возможности денежно-кредитной политики ЕЦБ практически исчерпаны
Без структурных реформ еврозона не достигнет целевых показателейПрограмма денежного стимулирования Европейского центрального банка (ЕЦБ) приносит определенные успехи, но сохраняются проблемы с занятостью и инвестициями, а возможности денежно-кредитной политики уже практически исчерпаны, пишет The Wall Street Journal (WSJ).
За время программы курс евро ослаб (см. график), доходность гособлигаций снизилась, а банковское кредитование постепенно восстановилось. Но одних мер денежно-кредитной политики может оказаться недостаточно, предупреждают экономисты. В отличие от Федеральной резервной системы (ФРС) США в задачи ЕЦБ не входит обеспечение максимальной занятости в странах еврозоны, европейский вариант программы стимулирования пока не привел к существенному улучшению ситуации на рынке труда: уровень безработицы в странах валютного блока превышает 10%. ЕЦБ рассчитывал на более уверенный рост экономики в 2016 г., но расчеты не подтвердились, отмечает главный аналитик по макроэкономике ABN Amro Bank NV Ник Кунис (цитата по Bloomberg), если бы ФРС повысила ставки, ЕЦБ получил бы небольшую передышку, но сейчас давление на него снова усилилось.
С марта ЕЦБ выкупает активы на $60 млрд евро в месяц. Программа действует до конца сентября 2016 г. Но по итогам последнего заседания регулятора президент ЕЦБ Марио Драги пообещал, что выкуп активов продолжится, пока инфляция в еврозоне не начнет приближаться к таргетируемому уровню в 2%. В начале сентября ЕЦБ изменил условия программы денежного стимулирования, теперь по решению совета управляющих ЕЦБ максимальная доля выкупаемых облигаций увеличена с 25 до 33% одного выпуска. ЕЦБ сохранит размер программы до конца 2016 г., прогнозируют аналитики Goldman Sachs, и откажется от нее не раньше середины 2017 г., евро может подешеветь к доллару на 10 центов.
В августе 2014 г., когда Драги впервые заявил о подготовке к программе стимулирования, евро стоил $1,32. Вскоре после того, как ЕЦБ начал выкупать облигации, евро упал до $1,05 и теперь стоит $1,13. Усилия ЕЦБ привели к ослаблению евро на 19% относительно доллара и на 11% к фунту. Больше всего от этого выиграли экспортеры, особенно в Германии, пишет WSJ. По последним данным Евростата, во II квартале экономика еврозоны выросла сильнее, чем предполагалось, именно за счет наращивания экспорта продукции. В июле экспорт вырос на 7% по отношению к тому же периоду прошлого года – до 185,2 млрд евро. За январь – июль – также на 7% до 1197,3 млрд евро. Кредитование банками компаний и частных лиц в еврозоне в июле ускорилось, свидетельствуют данные ЕЦБ: увеличилось на 0,9% после роста на 0,2% в июне. Кредиты, выданные частным предпринимателям, выросли на 1,9% (в июне – на 1,7%) и с начала запуска программы стимулирования составили 4,3 трлн евро. Выросло и число инвестиционных сделок – за год их стоимость достигла 104,2 млрд евро. В Португалии сделок стало больше в три раза, в Испании – более чем в два.
Добиться таргетирования инфляции ЕЦБ пока не удается: в августе инфляция составила всего 0,1%. В начале сентября Драги заявил о готовности ЕЦБ расширить стимулирующие программы, если инфляция не приблизится к 2%. Но главная проблема еврозоны – дефицит доверия среди бизнесменов и аналитиков, пишет WSJ, и эту проблему сложно решить инструментами денежно-кредитной политики.
Сам Драги после каждого заседания призывает к усилению экономических реформ. «Европа не может полагаться только на денежно-кредитную политику для достижения долгосрочного роста», – заявлял он (цитата по Reuters). Только структурные реформы помогут национальным правительствам добиться заявленных показателей, считает главный экономист ЕЦБ Питер Прает. «Расширение выкупа гособлигаций не сможет оказать значительное воздействие на экономику», – согласен Доминико Ломбарди из Центра международного управления инновациями в Канаде. Если ЕЦБ увеличит выкуп облигаций частных компаний, которые вкладывают в инфраструктуру, то результаты программы будут более ощутимы. Кроме того, ее расширение может привести к надуванию пузырей, предупреждают опрошенные WSJ экономисты. В понедельник с призывом к центробанкам применять регулирование, а не монетарную политику выступил МВФ. Дешевые средства могут создать финансовые дисбалансы, пишут эксперты МВФ, в условиях отсутствия реформ изменение процентных ставок не снимает риски, а расходы центробанков на стимулирующие программы зачастую превышают их резервы.