Борьба с откатами дошла до субподрядчиков государства
Но без общественного контроля результатов не будет, считают экспертыКрупные государственные контракты обязывают подрядчиков отчитываться перед заказчиками о своих субподрядчиках, если их вклад в поставки или работы превышает 10%. Теперь Минэкономразвития хочет сделать эту информацию публичной – заносить ее в реестр контрактов (ведется на сайте zakupki.gov.ru, потом должен перейти в единую информационную систему). Самих контрактов, считающихся крупными, может стать больше – Минэкономразвития предлагает понизить их цену с 1 млрд до 500 млн руб. для федеральных закупок и со 100 млн до 50 млн руб. для региональных. Все это часть совместного с Генпрокуратурой плана по борьбе с откатами (есть у «Ведомостей»). Более чем в 3 раза вырастет доля контрактов, по которым необходимо предоставлять информацию о соисполнителях, комментирует представитель Минэкономразвития.
Проекты изменений в закон о контрактной системе и постановление правительства находятся на стадии общественного обсуждения. Директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов рассчитывает, что проект будет принят в осеннюю сессию.
Имени хватит
Законопроект требует только сообщить название или имя субподрядчика, ИНН либо его аналог, если речь идет об иностранном лице. Раскрывать данные о бенефициарах не придется.
Есть недобросовестные заказчики, которые договариваются с поставщиками: ты выиграешь, но будешь работать с моей фирмой на субподряде, рассказывает Чемерисов. Есть и недобросовестные поставщики – фирмы, которые ничего сами не производят и не продают, но выигрывают конкурсы, а потом за небольшой процент привлекают на субподряд проигравших производителей, поясняет он.
Пока нужно будет обнародовать данные только о непосредственных субподрядчиках, уточнил Чемерисов. Контракт можно разбить на более мелкий, чтобы не подпадать под определение крупного заказа, и бесконечно удлинять цепочку поставщиков, рассуждает эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский. Чемерисов признает, что ограничение можно будет обойти, выстроив более длинные цепочки субподрядчиков, но «надо все делать постепенно». В будущем требование может быть распространено не только на непосредственных субподрядчиков, для сбора информации можно будет использовать опыт ФНС, которая отслеживает все цепочки поставщиков через автоматизированную систему контроля НДС-2, говорит Чемерисов.
Размещение информации о субподрядчиках в открытом доступе даст возможность как органам аудита и контроля, так и «общественным контролерам» понимать, кто исполняет контракт – реальный поставщик или фирма-посредник, говорится в ответе представителя Счетной палаты. Но сам по себе список поставщиков без анализа мало что даст, замечает гендиректор УК «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман. Раскрываемой сейчас информации вполне достаточно, чтобы оценить, была ли закупка токсичной, говорит он: автоматизированный анализ поставщиков уже делается.
Ставка делается на общественный контроль – наиболее эффективный инструмент выявления и противодействия коррупции, сказано в пояснительной записке. Но интерес к госзакупкам со стороны общества за последние несколько лет сильно упал, отмечает Сухадольский.