Минтранс готов поделиться с регионами еще не собранными деньгами – платой за проезд тяжелых фур

Деньги могут пойти на финансирование местных дорожных концессий
Размер будущих поступлений зависит от тарифа, сейчас обсуждается вариант 3,06 руб. за 1 км, пока еще официально утвержденная ставка – 3,73 руб./ А. Астахова/ Ведомости

Открытое правительство по поручению вице-премьера Аркадия Дворковича обсуждает предложения Минтранса о перераспределении межбюджетных трансфертов. Ведомство предлагает направить часть будущих платежей за проезд грузовиков на развитие региональных платных дорог в 2016–2018 гг. По оценке руководителя Росавтодора Романа Старовойта, в 2016 г. сборы могут составить от 40 млрд до 50 млрд руб. Размер будущих поступлений зависит от тарифа, сейчас обсуждается вариант 3,06 руб. за 1 км, пока еще официально утвержденная ставка – 3,73 руб.

Деньги пойдут на софинансирование будущих проектов платных региональных дорог. Отбирать их будет межведомственная комиссия во главе с министром транспорта. Стоимость проекта должна превышать 1,5 млрд руб., минимальная доля инвестора – 15%. Основные критерии – рост протяженности дорог, а также снижение доли перегруженных дорог и финансирования из федерального бюджета. Вес критериев пока не определен. Минтранс и Росавтодор предлагают, чтобы финансирование из регионального бюджета было соразмерно федеральной поддержке. Стоимость каждого отдельного проекта не сможет превысить трети средств, собранных с грузовиков и находящихся в распоряжении федерального дорожного фонда.

Пока окончательного решения о перераспределении средств от 12-тонников в пользу региональных проектов нет, отмечает сотрудник аппарата Дворковича. В Росавтодоре ждут решений президента и правительства, пока же готовится методика отбора региональных проектов, говорит представитель агентства: есть заявки от более чем 10 регионов на участие в проектах с этой схемой финансирования. В числе вероятных проектов он называет строительство мостовых сооружений, дорог в обход городов.

Наполняемость региональных дорожных фондов в прошлом году в среднем 13–14% от необходимого, с такими показателями регионам сложно решить задачу по удвоению строительства дорог, им явно недостает финансирования, замечает представитель Росавтодора. Более 60% дорог регионального значения не отвечают нормативным требованиям, замечает директор группы корпоративных финансов KPMG Степан Светанков, но возможности региональных бюджетов ограничены, механизм может их поддержать. Пока есть только предварительные оценки выручки от взимания платы и лучше решить заранее, как эффективнее ее потратить, за счет перераспределения средств дорожного фонда можно помочь в финансировании дорожной инфраструктуры регионов, которые сталкиваются с нехваткой средств на строительство, реконструкцию и ремонты, соглашается Евгений Мазур из «НЭО Центр».

Регионами, которые захотят участвовать в механизме, могут быть в первую очередь регионы-доноры, где и деньги есть, и потребность в инфраструктуре, как, например, ХМАО, ЯНАО, Татарстан, считает партнер PwC Дмитрий Ковалев, если это будут не крупные капиталоемкие проекты, инвестором может выступить банк или пенсионный фонд. «ВТБ капитал» видит большой потенциал для проектов ГЧП в России и готов активно рассматривать качественные региональные проекты на основе данной модели, – говорит руководитель департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ капитала» Олег Панкратов. – По сложившейся практике подобные концессионные соглашения заключаются на срок около 30 лет с окупаемостью от 10 лет и являются долгосрочными инвестициями».