Чубайс нашел вторую точку опоры

«Роснано» вместе с «Русгидро» и Фондом развития Дальнего Востока потратят 10 млрд рублей на инвестиции
«Роснано» и «Русгидро» еще в прошлом году планировали создать в паритете венчурный фонд до $200 млн
«Роснано» и «Русгидро» еще в прошлом году планировали создать в паритете венчурный фонд до $200 млн / Е. Разумный / Ведомости

«Роснано», «Русгидро» и Фонд развития Дальнего Востока планируют создать инвестфонд на 10 млрд руб., который потратят на высокотехнологичные проекты в сфере электроэнергетики, а также в сопряженных областях, заявил в четверг предправления «Роснано» Анатолий Чубайс. «Было бы правильно создать на Дальнем Востоке вторую точку опоры (первая – крупные инфраструктурные проекты)», – заявил он телеканалу «Россия 24» (его цитаты по «Интерфаксу»).

Поручение госкомпаниям создавать совместные корпоративные венчурные фонды давал в прошлом июне премьер Дмитрий Медведев. «Роснано» и «Русгидро» еще в прошлом году планировали создать в паритете венчурный фонд до $200 млн. «Но не получилось. Немножко затянули, к сожалению, но тема не исчезает. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев», – пообещал Чубайс. Соглашение будет подписано в пятницу на Восточном экономическом форуме, подтвердил представитель Фонда развития Дальнего Востока.

О проектах, долях в фонде, управлении им, возможных параметрах возвратности инвестированного капитала представители «Роснано» и Фонда развития Дальнего Востока говорить отказались, сообщив, что смогут это сделать лишь после подписания соглашения. В «Русгидро» не ответили на запрос «Ведомостей». Но создание фонда упомянуто в программе инновационного развития «Русгидро» на 2015 г.

По словам Чубайса, цель фонда – обеспечить долгосрочный доход на инвесткапитал. Сроки окупаемости зависят от целей инвестирования, например, для инфраструктурных проектов – 20–30 лет, а высокотехнологичные проекты не окупаются, если нет коммерческого применения продукции, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Владимир Скляр, в России инвестфонды ориентируются в среднем на окупаемость за 6–8 лет. Обычно фонды создаются на срок до пяти лет с постинвестиционным периодом еще в 5–7 лет, отмечает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев.

Высокотехнологичные компании на Дальнем Востоке могут искать потребителей в Азии, считает Соловьев. Есть и внутренний спрос, уверена Наталья Порохова из Газпромбанка: регион нуждается в развитии инфраструктуры, а это рынок для инноваций.

Фонды с частичным участием госкомпаний могут быть эффективны, особенно если в них будет еще и иностранный капитал, отмечает Соловьев. Госинвестиции могут быть насаждены, но в долгосрочной перспективе они не самоокупаемы, а их источники закончатся достаточно быстро, размышляет Скляр: необходимость инвестиций, на примере программ «Газпрома» или «Русгидро», обосновывается в том числе социальной необходимостью, а во время экономического спада таким проектам сложно быть экономически эффективными. Для эффективной работы нужно участие частного бизнеса, замечает Порохова, иначе дешевое финансирование со стороны государства и госкомпаний будет искажать конкуренцию.