Квоты на инновационные закупки госкомпаний создадут им проблемы
И не стимулируют инновации, предупредило Агентство стратегических инициативХотя компании и направляют 16% выручки на инновации, значительная часть средств идет на подготовку производства, проектирование и зарплату сотрудникам, говорится в исследовании Высшей школы экономики. Большая часть закупок «Росатома» – инновационные, говорит представитель госкорпорации. Доля инновационной и высокотехнологичной продукции в структуре закупок РЖД составила 8,8% в 2014 г., сообщил представитель компании.
Вчера рабочая группа АСИ рассмотрела проект постановления правительства, вводящий квоты на закупки инноваций для госкомпаний. Документ был подготовлен Минэкономразвития: квота – 2% от заказа за год, 1% закупок у малого и среднего бизнеса должны быть инновационными, с 2018 г. – 5 и 2,5% соответственно. Постановление касается только госкомпаний с выручкой более 1 млрд руб.
Минэкономразвития уравняло все госкомпании, не учитывая их разные возможности и потребности в инновациях, говорит председатель рабочей группы АСИ Сергей Фахретдинов. В 2014 г. «Газпром» заключил договоров на 817 млрд руб., «Роснефть» – на 1,4 трлн, РЖД – на 904,9 млрд.
В течение двух недель АСИ будет собирать и анализировать предложения, а затем направит их в Минэкономразвития. Минэкономразвития детально проработает их, обещает его представитель. В Федеральную антимонопольную службу проект постановления правительства пока не поступал, уточнил ее представитель.
Фахретдинов предлагает использовать формулировку из дорожной карты по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам монополий и госкомпаний: до 20% заказа должно приходиться на инновации, но это касается закупок только той стандартной продукции, которую можно заменить инновационной. В любом случае сначала нужно определить потребности самих компаний в инновациях, а после этого вводить квоты, настаивает Фахретдинов.
Идея АСИ лучше, чем то, что пока предлагает Минэкономразвития, считает эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский: «Но проблема в том, что мы опять заставляем, а не стимулируем»; можно было бы ввести льготы для компаний или показатели KPI для их сотрудников. Вместо создания стимулов для роста спроса на инновационную продукцию квоты могут вынудить госкомпании всеми правдами и неправдами доказывать, что уже закупаемая ими продукция инновационная, отмечает первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Нормативный подход, как правило, создает больше рисков, чем приносит пользы, предупреждает Юрий Симачев из РАНХиГС: нужно повышать требования к материалам, к экологической безопасности и энергосбережению.