Задержка строительства М11 из-за Химкинского леса может обойтись государству в 4,8 млрд рублей
Возместить убытки из-за простоя просит концессионерВице-премьеру Аркадию Дворковичу предстоит решить, получит ли Северо-Западная концессионная компания (СЗКК; консорциум «Мостотреста» и Vinci) компенсацию за задержку строительства первого участка платной трассы Москва – Санкт-Петербург. Об этом «Ведомостям» рассказал участник рынка дорожного строительства. Вопрос на рассмотрении в правительстве, подтвердил представитель «Автодора».
Затянулась передача отдельных участков под строительство из-за несовершенства земельного законодательства, проблем в переустройстве инженерных коммуникаций, говорили ранее представители «Автодора» и «Мостотреста», генподрядчик понес убытки. Одна из причин – конфликт вокруг Химкинского леса, отмечает консультант «Автодора».
Пока бесплатно
Стартовый участок трассы М11 от 15-го до 58-го км проходит от МКАД по Химкинскому и Солнечногорскому районам Московской области, движение по нему открыто еще в декабре 2014 г. Трасса должна быть платной для автомобилистов, но уже восемь месяцев работает в бесплатном режиме. Компания еще готовится к запуску, у нее нет обязательств по дате ввода платности, уточнил представитель Северо-Западной концессионной компании.
Стоимость строительства стартового участка – 59,6 млрд руб., в том числе 23 млрд – госфинансирование, остальное – деньги концессионеров, проектные облигации и заем от Сбербанка и ВЭБа. Теперь затраты государства могут вырасти на 4,797 млрд руб. – такую компенсацию готов выплатить СЗКК Минтранс, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и сотрудник компании, участвующей в проектах «Автодора». Представители Минтранса и «Автодора» сумму не комментируют. Ранее предправления «Автодора» Сергей Кельбах говорил о 4,5–4,7 млрд руб.
Представители «Мостотреста» и СЗКК не комментируют запрошенную сумму и не говорят, когда надеются получить деньги. Представитель Дворковича отказался от комментариев. Переговоры о компенсации убытков «Мостотрест» вел с зимы. Первоначально компания просила заплатить ей 6,8 млрд руб., рассказывали федеральный чиновник и человек, близкий к Минтрансу.
Кельбах ранее говорил, что компенсация не повлияет на «бюджетирование Российской Федерации», вопрос решит сама госкомпания: сэкономит на строительстве М11, снизив стоимость заключаемых контрактов. «У нас все процедуры происходят с экономией, на каких-то большей, на каких-то меньшей, и мы дополнительных средств у государства просить не будем», – обещал Кельбах.
В правительстве ждут заключения от Минфина, говорит чиновник министерства, сейчас Минфин проверяет адекватность суммы возмещения в 4,797 млрд руб. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей». У «Автодора» нет вопросов к сумме, говорит человек, близкий к госкомпании, но есть к «срокам и механизму выплаты».
Сумма может быть адекватной, если включает в себя операционные затраты концессионера, расходы по банковским кредитам и покрывает недополученную доходность от проекта, говорит один из консультантов проекта М11, но «оценить эти расходы, не имея доступа к внутренней документации, невозможно». В договоре о концессии обычно жестко описаны все риски, и, если компенсация будет выплачена, значит, сумма рассчитана по условиям договора, объясняет директор Института экономики транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин. До сих пор выплат возмещения концессионерам со стороны государства не было, замечает партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина, но такая практика в мире существует, возможность выплат включается в концессионные соглашения.