Россия удешевит привлечение денег в Азии

Минфин готовит соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом
У России уже есть такое соглашение с Китаем, но у Гонконга своя налоговая система, с ним нужны отдельные соглашения
У России уже есть такое соглашение с Китаем, но у Гонконга своя налоговая система, с ним нужны отдельные соглашения / freeimages.com

Минфин готовит соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом, уведомление об этом появилось вчера на сайте regulation.gov.ru. У России уже есть такое соглашение с Китаем, но у Гонконга своя налоговая система, с ним нужны отдельные соглашения. Сейчас пока для Минфина это офшор, он включен в черный список. Российская компания, выплачивающая дивиденды или проценты гонконгским инвесторам, удерживает налоги по максимуму – 15 и 20% соответственно. Для сравнения: при выплатах на Кипр ставка благодаря соглашению 5 и 0%.

По данным Bloomberg, с 2012 г. российские компании (от Газпромбанка до небольших частных банков) привлекли в юанях 7,5 млрд (см. врез на стр. 10).

Планируется достичь аналогичных условий и в соглашении с Гонконгом, рассказал «Ведомостям» чиновник Минфина: «Главное – обнулить ставку по налогу на проценты, удешевив долговое финансирование». По его словам, договоренность с Китаем уже достигнута, осталось только ратифицировать соглашение. Представитель Минфина на запрос не ответил.

Деньги из Гонконга

ВТБ был первым, кто в 2010 г. выпускал в Гонконге дим-сам бонды на $161 млн. Газпромбанк сейчас пытается получить брокерскую лицензию в Гонконге, чтобы организовывать размещение бондов в юанях, сообщал Bloomberg. Банк заявлял о планах разместить бонды «Газпрома» на $500 млн.

Это одна из мер в кампании российских властей по удешевлению азиатского капитала. После того как санкции США и ЕС ограничили России фондирование, власти пытались переориентировать бизнес на азиатские деньги. Но этот ресурс оказался дороже, прежде всего из-за налогового режима. «Это было нелогично – с большинством западных стран у нас ставка 0% по процентам, почему к Азии такое отношение?» – недоумевает чиновник Минфина. С КНР по соглашению также была высокая ставка (10% по процентам и дивидендам), Россия за год добилась ее обнуления.

Другие меры по удешевлению денег – создание российско-китайского фонда на $1,5 млрд, который будет софинансировать российские компании, выкупая более рискованные транши их облигаций. Также Россия уговаривает Китай увеличить лимиты на вложения в свой рынок.

Среди этих мер соглашение с Гонконгом – одна из самых действенных, многие с нетерпением ожидают ее, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, по сути, это окно в Китай. Российским компаниям станет выгоднее размещаться на Гонконгской бирже – Гонконг не имеет валютного контроля, а его доллар привязан к американскому, открывается много интересных возможностей, отмечает Захаров.

Накопленных инвестиций из Гонконга в Россию, по данным Росстата, всего $213 млн. По данным ЦБ, чистые притоки исчисляются несколькими миллионами долларов ежегодно; сумма за 2014 г. подскочила до $165 млн (см. график). Но и это несравнимо с Кипром, откуда в Россию в прошлом году притекло $5,3 млрд.

У России уже есть такое соглашение с Китаем, но у Гонконга своя налоговая система, с ним нужны отдельные соглашения

Но ставки доходности по бондам в юанях для российских компаний не самые лучшие: по данным агентства, в районе 7,6–8,8% годовых, средняя ставка по дим-сам бондам – 4,3%. ВТБ размещал трехлетние бумаги с доходностью 8%, Газпромбанк – 7,7 и 8,3%. В ноябре, во время обвала рубля, российские бонды в юанях рухнули так же, как долларовые евробонды.

Соглашение поможет удешевить средства, но есть и те, кто ему не обрадуется, отмечает партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин: Гонконг не просто так в черном списке – он часто используется в налоговых схемах. Щекин приводит пример: китайский товар продается в Россию не напрямую, а через Гонконг, торговая наценка оседает на гонконгской фирме; в Гонконге же прибыль от товара, не заходящего в страну, не облагается налогом. Страдают в итоге китайский бюджет и, косвенно, российский, указывает Щекин: наши компании могли бы покупать товар в Китае дешевле, налогооблагаемая прибыль была бы больше. Теперь же налоговым соглашением скорее всего будет предусмотрен обмен информацией, предупреждает Щекин.

За многими «прослойками» в Гонконге стоят российские же резиденты – они теперь не смогут укрыться, предупреждает юрист.