Долги регионов растут

Для рефинансирования коммерческих кредитов некоторые области привлекают федеральные средства
Рост социальных расходов заставляет привлекать новые кредиты
Рост социальных расходов заставляет привлекать новые кредиты / А. Гордеев / Ведомости

На грани дефолта в этом году были Вологодская и Архангельская области, тяжелая ситуация была в Республике Карелии, рассказал «Ведомостям» помощник полпреда, инвестиционный уполномоченный в СЗФО Сергей Зимин. В Вологодской области уровень госдолга был критичным, но сейчас проблема решена, добавил он. Бюджетная ситуация напряженная, доходы падают, но первое полугодие показало хорошую собираемость по налогу на прибыль, утверждает Зимин. На 1 июля в бюджет Петербурга поступило 52,4% запланированных на год доходов, в Ленобласти – 66%.

Остальным регионам приходится договариваться с Минфином или с банками. Бюджет Вологодской области по доходам за полгода исполнен на 21,8 млрд руб. (45,7%). Бюджет на 2016 г. должен быть бездефицитным – таковы условия федерального центра, который помогает области справляться с долговой нагрузкой. Общие доходы прогнозируются на уровне 40 млрд руб., на погашение госдолга предстоит направить 12 млрд руб., сообщила в конце июля администрация региона.

Архангельской области удалось снизить объем коммерческих кредитов с 21,6 млрд руб. на 1 февраля до 12,3 млрд руб. на 1 июля. Область очень активно занимала в 2014 г.: на сайте госзакупок – 27 конкурсов на предоставление кредитов. Прогнозный уровень госдолга на этот год – 35,6 млрд руб., доходы бюджета – 69,1 млрд руб. В марте фракция СР в парламенте Архангельской области выдвинула инициативу добиться от Минфина реструктуризации долга региона. С начала 2008 г. по 2015 г. госдолг области вырос в 16 раз – с 1,9 млрд до 32,7 млрд руб., сообщала фракция. Основной причиной резкого роста долговых обязательств депутаты назвали «возросшую социальную направленность областного бюджета, связанную с передачей дополнительных полномочий из федерального центра без достаточного финансового обеспечения». Изменилась и структура госдолга. По данным депутатов, в 2008 г. доля коммерческих кредитов составляла 25%, а на 1 января 2015 г. – 66%. В 2008–2010 гг. средневзвешенная ставка по коммерческим кредитам для региона составляла 8,9% годовых, в 2015 г. – 20,6%.

Новгородская область стала первым российским регионом, допустившим дефолт, по определению S&P (просрочка выплаты по банковскому кредиту вследствие ограниченного доступа к средствам рефинансирования), сообщал РБК в начале июня. Регион не смог вовремя провести платеж по кредиту ВТБ, срок которого был датирован 25 февраля 2015 г., говорил представитель областной администрации. В марте ВТБ предоставил региону 2 млрд руб. под 19,5–19,8% годовых, сообщал «Интерфакс». В июне пресс-служба администрации Новгородской области сообщила, что федеральный бюджет выделил региону 2,1 млрд руб. по ставке 0,1% годовых. «Средства пойдут на погашение кредитов, взятых ранее в коммерческих банках», – цитировало агентство первого заместителя губернатора области Веронику Минину. На 1 июля около 40% долга приходилось на банковские кредиты.

Северо-Западный Сбербанк за первое полугодие 2015 г. выделил регионам СЗФО кредиты в объеме 13,5 млрд руб., сообщает его пресс-служба. По данным пресс-службы ВТБ, с 1 января по 30 июня 2015 г. на кредитование региональных бюджетов СЗРЦ ВТБ выдал 2 млрд руб., просроченных обязательств у регионов нет.

Госдолг Карелии с февраля 2013 г. по февраль этого года вырос почти вдвое, у Мурманской области – в 2,6 раза до 21,2 млрд руб., у Республики Коми – в 2,9 раза, следует из данных Минфина. Это вызвано быстрым ростом бюджетных расходов, связанных с выполнением указов президента, на фоне слабой динамики налоговых доходов, объясняет аналитик S&P Карен Вартапетов. Необходимость рефинансирования рыночного долга ставит Республику Карелию, Вологодскую и Псковскую области в зависимость от рыночной конъюнктуры, отмечает он и добавляет, что риски материализовались в начале года, когда некоторым регионам было сложно найти ресурсы для погашения или рефинансирования долга. Объем потребностей гораздо больше ресурсов, которые выделяет федеральный центр, добавляет он. По данным Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ, в 2014 г. бюджеты регионов финансировали уже более половины госрасходов на социальные цели, а здравоохранение и образование – на 70–80%.

Рост социальных расходов заставляет привлекать новые кредиты