ФАС изменит методику контроля за экспортными ценами
Компании опасаются оборотных штрафов, если внутренние цены окажутся выше экспортныхФедеральная антимонопольная служба (ФАС) должна провести анализ принципов ценообразования и их влияния на несырьевой экспорт, сказано в перечне поручений президента Владимира Путина после Петербургского экономического форума. Представить предложения ФАС должна к 1 октября.
Бизнес давно просит ФАС не использовать экспортные цены в качестве ориентира для проверки внутренних цен. Оборотный штраф за завышение цен на внутреннем рынке составляет от 1 до 15% выручки на конкретном рынке. ФАС следит за равнодоходностью экспорта, чтобы цены не отличались от внутренних, жаловался президенту один из экспортеров. Это главное препятствие для экспорта обрабатывающей продукции – есть угроза его остановки, поддержал тогда экспортеров помощник президента Андрей Белоусов.
Речь об экспорте стройматериалов, автомобилей, станков и другой машиностроительной продукции, рассказывает президент корпорации «Технониколь», член совета «Деловой России» Сергей Колесников. Сейчас идет работа над перечнем товаров, которые могут быть освобождены от контроля ФАС за экспортными ценами, подтверждает федеральный чиновник.
Техника уезжает из России
По данным ФТС, за январь – май 2015 г. машины, оборудование и транспортные средства в страны дальнего зарубежья были экспортированы на $6,8 млрд, в СНГ – на $2,8 млрд.
Во всех частях рынка цена должна быть одинаковой за вычетом транспортных издержек, объясняет принцип расчета старший научный сотрудник Академии госслужбы Вадим Новиков, индикатор – котировки товарных бирж. Стройматериалы не биржевой товар, непонятно, на что ФАС ориентируется при ценообразовании, возражает сотрудник строительной компании. Бизнес насторожен и из-за пересчета долларовых экспортных цен внешнего рынка в рублевые, признает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, но колебания курса не отражаются на отношении цены внешнего и внутреннего рынков. Часто контракты привязаны к мягкой валюте, например к юаню, который постоянно изменяется, гарантировать равнодоходность невозможно, не согласен Колесников.
«Наши экспортные цены в рублевом эквиваленте сопоставимы с внутренними», – заверяет сотрудник крупного автозавода: в первом полугодии 2015 г. средневзвешенная экспортная цена на машины в валюте снизилась примерно на треть.
У «Камаза» экспортные цены в рублевом эквиваленте тоже сопоставимы с внутренними – при поставках в страны СНГ, говорит представитель «Камаза», иначе был бы выгоден реэкспорт техники в Россию. Претензий к ценовой политике обоих предприятий со стороны ФАС не было, говорят оба собеседника. Не слышали они и про претензии к другим автозаводам. В последнее время претензий ФАС к экспортным ценам производителей оборудования, машин и транспортных средств не было, подтверждает представитель службы.
ФАС постоянно предъявляет претензии производителям, которые занимаются экспортом, особенно в Китай, рассказывает сотрудник металлургической компании. Например, НЛМК продавал в Китай электротехническую сталь дешевле, чем в России, вспоминает партнер Goltsblat BLP Николай Вознесенский, ФАС сочла это нарушением, но суд НЛМК выиграл, так как такой способ расчета монопольно высокой цены предусмотрен не законом, а методическими рекомендациями самой ФАС. Сейчас рассматривается дело об экспорте продукции Архангельского ЦБК, вспоминает Колесников. В конце 2014 – начале 2015 г. из-за девальвационного скачка экспортные цены на целлюлозу Архангельского ЦБК в рублевом эквиваленте оказались ниже внутренних, с марта 2015 г. внутренние цены не превышают экспортных, знает сотрудник одного из ЦБК.
Принципы ценообразования – не нормативный документ, а обобщение практики ФАС за многие годы, объясняет Сушкевич: ни одного дела о монопольных ценах с применением этих разъяснений не было рассмотрено ФАС и само по себе завышение цен на внутреннем рынке над внешним никогда не было составом правонарушения.