Правительство намерено сократить число электронных площадок для закупок госкомпаний

Так оно рассчитывает помочь малому бизнесу
Электронные площадки для закупок госкомпаний ждет реформа
Электронные площадки для закупок госкомпаний ждет реформа / Е. Разумный / Ведомости

Законопроект, меняющий правила закупок для госкомпаний, – поправки в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) – внесен в Госдуму: правительство планирует ввести единый формат закупок на электронных площадках.

Сейчас в России работает более 120 площадок, говорится в пояснительной записке, их трудно контролировать. Участникам закупок приходится проходить аккредитацию на множестве площадок, что, пишут авторы законопроекта, затрудняет доступ к закупкам малому и среднему бизнесу и создает предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков.

Авторы законопроекта указывают на неоднородность рынка электронных закупок. Осенью прошлого года Минэкономразвития проанализировало работу 65 наиболее крупных площадок и обнаружило, что 90% закупок более чем на 5,4 трлн руб. пришлось всего на 10 из них, среди операторов этих 10 площадок – «Центр развития экономики», «Российские железные дороги», «Единая электронная торговая площадка», «Фабрикант.ру», биржа «Санкт-Петербург», ЭТП, «Сбербанк-АСТ». Пять крупнейших площадок, по данным Мин­экономразвития, аффилированы с заказчиками, три подконтрольны юрлицам, зарегистрированным в иностранной юрисдикции.

Электронные площадки для закупок госкомпаний ждет реформа

Новый закон должен сформировать единую закупочную политику крупных холдинговых компаний, говорится в пояснительной записке, и урегулировать вопрос о количестве электронных площадок, что будет способствовать расширению доступа малых и средних предприятий к закупкам. Также законопроект даст право правительству определить долю закупок, которые заказчик обязан провести в электронной форме, от всех годовых закупок заказчика и порядок расчета этой доли.

Унификация закупочных процедур необходима, уверена начальница управления Федеральной антимонопольной службы Татьяна Демидова. В ФАС поступают жалобы на проведение электронных торгов, но электронные площадки не объект контроля, говорит Демидова: они вне правового поля.

Против поправок выступили предприниматели: 120 площадок успешно конкурируют, писал президент РСПП Александр Шохин в мае первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Поправки, отмечал Шохин, не соответствуют международной практике, которая идет по пути саморегулирования и введения профессиональных стандартов. Не все инициативы улучшат, а не ухудшат положение малого и среднего бизнеса, писал и президент «Деловой России» Алексей Репик Шувалову. Предложения ограничивают конкуренцию электронных площадок, беспокоился бизнес-омбудсмен Борис Титов.

В Минэкономразвития возражают: единые требования к электронным площадкам еще не означают сокращения их числа: те площадки, которые им соответствуют, получат аккредитацию для работы по 223-ФЗ. Саморегулирование площадок Минэкономразвития не поддерживает, так как институт саморегулирования в России зарекомендовал себя не с лучшей стороны. Ситуацию со 120 электронными площадками назвать здоровой конкуренцией нельзя: многие площадки аффилированы с заказчиком, многие – однодневки, есть и иностранные лица, зарегистрированные в офшорах. «Это иностранная разведка? Чиновники или госкомпании, заключающие контракты сами с собой?» – комментирует сотрудник министерства. Против законопроекта, по его словам, выступают в первую очередь владельцы электронных площадок. Министерство ссылается на международную практику: в США не более одной электронной площадки на штат, в ЕС не у каждого государства есть площадка. Правда, аналогии с Западом лучше проводить по 44-ФЗ, поскольку речь идет о госзакупках, а в России число таких электронных площадок уже ограничено.

Гендиректор «РТС-тендера» Виктор Степанов полагает, что, если поправки примут, на рынке останутся только операторы площадок из топ-10. Укрупнение выгодно поставщикам услуг: крупные площадки, как правило, не требуют высокой абонентской платы или платы за контракт, они живут с гарантийного обеспечения, заключает он.