Путин: Россия будет открытой
Страна уверенно проходит через полосу трудностей, хотя ей предрекали глубокий кризис, считает президентПрезидент Владимир Путин, выступая на пленарной сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), попытался заверить инвесторов: Россия открыта к миру и «уверенно проходит через полосу трудностей».
«Хорошее, ровное выступление. Все ждали какой-то революции? Быстрых решений? Зря. Все решения давно приняты, для их реплизации нужны сейчас мир и спокойствие. Стабильность нужна», – говорит депутат-единоросс. "Все хорошо, ситуация выправляется" – [так говорить] немного слишком оптимистично, не все так хорошо", – признает высокопоставленный чиновник. С другой стороны, президента можно понять, продолжает он: полгода назад мы все думали, что все грохнется, а вышло не все так плохо, даже наоборот – санкции дали стимул для развития.
Путин традиционно начал выступление с последних статистических данных: ВВП за I квартал упал на 2,2%, промышленное производство – на 1,5%, нефть подешевела до $56 за баррель. Но инфляция стала замедляться, а несырьевой экспорт увеличился, бюджет устойчив, резервы сохранены, курс стабилизировался, причем не пришлось прибегать к ограничениям на движение капитала, перечислял президент. «Нам предрекали глубокий кризис, но этого не произошло», – заключил Путин. Цель для России – темпы роста на уровне среднемировых, т. е. 3,5% в год, заявил он, вместе с повышением производительности труда на 5% ежегодно и снижением инфляции до 4%.
В своем прошлогоднем выступлении на ПМЭФ Путин уже призывал повысить производительность труда и провести технологическую революцию, поручал облегчить доступ бизнеса к капиталу и налоговыми льготами поддержать модернизацию. На этот раз он повторил часть этих призывов, а также перечислил принятые меры, которые должны улучшить инвестиционный климат и стимулировать экономику: налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и надзорные каникулы для малого бизнеса, обещание не менять ставки налогов в течение четырех лет, курс на внедрение наилучших доступных технологий, поддержка проектного финансирования.
Экономика без перемен
Меры, о которых говорит президент, правильные, «но ничего из них не осуществляется», говорит крупный российский инвестор, «у нас отличное послание Федеральному собранию, да и здесь звучали верные вещи, но вопрос в их выполнении». «При личной встрече Путин нам говорит: "Они [чиновники] меня подставляют". Но если подставляют, то надо менять людей, а этого не происходит», – сетует он.
С другой стороны, правильно, что хедлайнерами форума в этот раз были Греф и Кудрин, значит, какие-то изменения все-таки есть, отмечает собеседник «Ведомостей».
Из новых мер, которые могли бы поддержать экономический рост, президент назвал лишь льготы для новых инвестиций, ввести которые ему накануне предложили предприниматели. «Вчера обсуждали с предпринимателем возможность ввести налоговые льготы не только для гринфилдов, но и для действующих предприятий. Мы рассмотрим эти предложения – думаю, их можно будет реализовать», – сказал Путин .
По сути, президент готов рассмотреть инвестиционную льготу для бизнеса – об этом предприниматели просили с момента, как ее отменили в 1990-х гг. Сейчас нельзя относить сразу на расходы инвестиции в модернизацию, их можно лишь постепенно списывать в режиме амортизации (для ряда товаров есть ускоренная амортизация). Минэкономразвития всегда лоббировало эту идею, а Минфин был жестко против. «Мы и так предоставили достаточно льгот для бизнеса, например для гринфилдов, а с инвестльготой возможны большие выпадающие доходы бюджета», – говорил замминистра финансов Сергей Шаталов зимой этого года «Ведомостям».
Чиновник Минфина так прокомментировал идею президента об инвестльготе: «Ничего уже не понимаю, что происходит». И пообещал: «Будем бороться против этой идеи».
Вчера на встрече с предпринимателем Путин сразу спросил Силуанова, как он относится к идее инвестиционной льготы. Министр снова напомнил о льготах для гринфилдов, но предприниматель, предложивший идею, тут же возразил, что данная мера нужна и для действующего бизнеса, поскольку нужно проводить модернизацию. Путин поручил проработать этот вопрос. До сих пор эта тема не обсуждалась на уровне президента, говорит федеральный чиновник.
Ответ на санкции – открытость
Слишком большая открытость
«Ничего нового на сессии с Путиным мы не услышали из-за того, что президенту задавали одни и те же вопросы. Я бы вот спросил, почему государство оказывает недостаточную протекцию российскому малому и среднему бизнесу. Мы проводим слишком открытую политику. Например, минфин США в качестве подрядчиков предпочитает только свои компании, у нас ситуация другая», – пожаловался один из бизнесменов, присутствовавших на сессии.
«Россия открыта для мира», – заявил Путин. Импортозамещение – это не закрытие внутреннего рынка, подчеркнул он: главная задача – научиться производить конкурентоспособную продукцию, востребованную и на зарубежных рынках. Чтобы было у кого учиться, нужно развить систему трансфера иностранных технологий, призвал президент: такое поручение будет дано правительству.
Ответом на внешние ограничения будет повышение открытости, поиск новых рынков, новых проектов и возможностей для интеграции, уверял президент. «И это не лозунг», – подчеркнул он.
Укрепление связей со странами Азиатского региона должно идти вне зависимости от «политических колебаний», объяснял Путин: туда смещается центр мирового экономического роста.
Но это не значит, что Россия свернет отношения с традиционными западными партнерами, продолжил президент. Россия заинтересована в развитии отношений со всеми, кто «стремится к сотрудничеству на основе равноправия», уточнил Путин. Мы хотим равноправных отношений со всеми, повторил он, завершая пленарную сессию.
Риторика Путина стала менее жесткой, чем год назад, больше стало слов, что Россия для всех открыта, отмечает и один из российских инвесторов. «Вы же, когда к вам гости приходят, не ставите на стол ведро мусорное, вы поесть готовите», – иронизирует бизнесмен из «золотой сотни» Forbes.
«В выступлении ничего нового, нет четкой позиции ни в экономике, ни в политике. Долго ли так еще протянем?» – поделился впечатлениями один из банкиров.
«Выступление президента не показалось мне слишком оптимистичным, а наоборот – практичным и рациональным. По сути, это концентрация идей, которые преобладают в руководстве страны. Президент обозначил базу для переговоров, если будет встречное движение. Создается платформа для дипломатии, и в том числе бизнес может стать связующим звеном, которое объединит интересы сторон. Революционных экономических заявлений я не услышал. Но, возможно, это и к лучшему: сейчас важно, чтобы каждый занимался своим делом», – считает председатель совета директоров группы «Илим» Захар Смушкин.