Как борьба за экологию поможет продать газ

Чтобы кардинально изменить структуру энергопотребления в мире, необходимо удешевлять зеленые технологии
Сейчас средняя температура на Земле всего на 6°С выше, чем в ледниковый период
Сейчас средняя температура на Земле всего на 6°С выше, чем в ледниковый период / nasa.gov

Изменение средней температуры на планете всего на один градус имеет критическое значение. Например, сейчас средняя температура на Земле всего на 6 °С выше, чем в ледниковый период, рассказывает бывший руководитель Агентства по окружающей среде и использованию энергии Франции, руководитель консалтинговой службы Futur Facteur 4 Пьер Раданн. «Если ничего не делать, то к 2030 г. средняя температура на Земле повысится на 4 °С», – объясняет опасность эксперт. Чтобы не допустить этого, необходимо снижать выбросы CO2, и все страны согласны, отмечает Раданн. В декабре в Париже пройдет международная конференция ООН по изменению климата, участники которой должны разработать новое соглашение (вместо Киотского протокола 1997 г.), которое будет действовать с 2020 г. и будет направлено на ограничение роста средней температуры на планете 2 °С. К конференции каждая страна готовит свои предложения, как она будет снижать выбросы парниковых газов. Из 195 стран-участниц к концу мая предложения подготовили 37, в том числе США, ЕС, Россия, Мексика и др.

Путь к энергоэффективности

В 1990 г. ООН подготовила первый доклад об изменениях климата. И уровень выброса парниковых газов, существовавший на тот момент, стал ориентиром для последующих договоренностей о снижении эмиссии. Страны Евросоюза обязались к 2020 г. сократить выбросы CO2 по сравнению с 1990 г. на 25% до 3,2 млрд т. К 2015 г. выбросы удалось сократить на 20%, свидетельствуют данные министерства экологии, устойчивого развития и энергетики Франции. Цель к 2030 г. – снижение на 40%. США готовы сократить выбросы к 2025 г. в сравнении с 1990 г. на 14–17% до 5,1–5,2 млрд т.

Успех в сокращении выбросов парниковых газов на 49% зависит от сокращения выбросов ТЭЦ, выбросов метана, сокращения добычи полезных ископаемых, говорит советник руководителя дирекции энергетики и климата министерства Ришар Лаверн. И одна из важных мер на этом пути – плата за выбросы CO2, подчеркнул Лаверн. Франция стала первой страной Евросоюза, которая ввела у себя налог на выбросы углерода – это произошло в 2014 г. Платежи поступают в бюджет страны. В 2014 г. ставка за выброс 1 т углерода была 7 евро, в 2015 г. выросла до 14,5 евро, а в 2016 г. увеличится до 22 евро, говорится в материалах министерства экологии.

Россия готова сократить эмиссию парниковых газов к 2030 г. в сравнении с 1990 г. на 25–30% до 2,5–2,7 млрд т. При этом для России разрешенный уровень выбросов оставался максимальным до 2011 г. – из-за падения промышленного производства после распада СССР. А взимание платы за выбросы углерода в России, как отмечали представители страны на июньской климатической конференции, возможно только после 2020 г. По мнению Анри Вайсмана, руководителя проекта по глубокой декарбонизации института IDDRI, Россия могла бы поставить себе более амбициозные цели. «Нужно повышать энергоэффективность», – подчеркнул он. Это лишь небольшое повышение обязательств по сравнению с уже имеющейся целью снизить выбросы на 25% к 2020 г., указано в брошюре World Wide Views on Climate and Energy, подготовленной Датским советом технологий.

70% выбросов приходится на 15 стран из G20. Развивающиеся страны пока наращивают эмиссию парниковых газов. Китай пообещал, что его выбросы парниковых газов перестанут расти самое позднее к 2030 г. (в 1990 г. было около 4 млрд т). Впрочем, в прошлом году их уровень уже снизился, следует из материалов World Wide Views on Climate and Energy. Китай заявил также о своем намерении к 2030 г. увеличить до 20% долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе. (Сейчас доля зеленой энергетики в Китае – не более 10%.) Для этого Китаю потребуется построить электростанции, работающие на неископаемом топливе, мощность которых будет равна мощности всех имеющихся у него сегодня угольных станций, подчеркивается в материалах датского совета. А ЮАР может к 2030 г. увеличить выбросы CO2 на 73% в сравнении с 1990 г. – почти до 650 млн т.

У каждой страны в отдельности могут быть причины отложить энергопереход: кризис, зависимость от экспорта сырья, социальная ситуация, подчеркивает специальный представитель президента Франции по климату Николя Уло. «Ожидается момент истины для человечества. Я хочу увидеть, способно ли оно сплотиться», – заявил Уло.

Сейчас средняя температура на Земле всего на 6°С выше, чем в ледниковый период

Плата за выбросы

Ожидается, что на декабрьской конференции будет разработан механизм оплаты выбросов СО2. Соглашение между странами должно быть обязательным к исполнению, отметил Уло. «Мы– Франция, другие государства – разрабатываем текст, который не должен быть слишком жестким (иначе многие откажутся ратифицировать) или слишком мягким, который государства не будут исполнять», – объясняет Уло. «Россия выступает за скорейшую разработку нового климатического соглашения, которое было бы универсальным по охвату и всеобъемлющим по характеру», – говорил в июле 2014 г. руководитель администрации президента Сергей Иванов (цитата по «Интерфаксу»).

Почему меняется климат

Наблюдаемые изменения в климатической системе Земли ученые связывают с аномальным ростом концентрации в атмосфере так называемых парниковых газов (углекислый газ, метан и др.). Эти газы задерживают инфракрасное излучение, которое испускает земная поверхность, создавая парниковый эффект. Он позволяет поддерживать на поверхности Земли температуру, при которой возможно возникновение и развитие жизни. Если бы парниковый эффект отсутствовал, средняя температура поверхности земного шара была бы значительно ниже, чем она есть сейчас. Однако при повышении концентрации парниковых газов увеличивается непроницаемость атмосферы для инфракрасных лучей, что приводит к повышению температуры Земли.

Руководители шести крупнейших нефтегазовых компаний Европы – BG Group, BP, Eni, Shell, Statoil и Total – написали совместное письмо в ООН c предложением повсеместно ввести плату за выбросы углекислого газа. По их мнению, это увеличит долю газа в мировом энергобалансе и снизит долю угля. Кроме того, компании предлагают разработать единую концепцию защиты климата, которая бы объединила усилия отдельных стран. Письмо адресовано ответственному секретарю рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) Кристиане Фигуэрес и президенту конференции сторон РКИК Лорену Фабиусу. «Цена [углекислого газа] нужна, чтобы ориентировать предприятия на инвестиции в нужное русло», – объясняет гендиректор и председатель французской Saint-Gobain Пьер-Андре де Шаландар (он входит в комитет подготовки климатической конференции).

При сжигании угля выделяется больше CO2, чем при сжигании газа. Но благодаря «сланцевой революции» в США резко выросло предложение угля в мире, и он стал дешев. По данным BP, потребление газа в Европе в 2013 г. упало до уровня кризисного 2009 года – 960 млн т нефтяного эквивалента (н. э.), а в 2006–2008 гг. потребление превышало 1 млрд т. В 2013 г. в Европе было использовано 509 млн т н. э. угля – меньше, чем в 2006–2008 гг., но после 2009 г. потребление угля росло. Росло использование угля и на азиатско-тихоокеанском рынке (это крупнейший потребитель): за 10 лет вдвое – до 2,7 млрд т н. э. Доля газа в энергобалансе стран этого региона тоже выросла, но потребление существенно ниже, чем в Европе: 575,2 млн т н. э. «Роль газа тем более возрастает, принимая во внимание тот факт, что данный источник энергии имеет наименьший коэффициент загрязнения и выбросов СО2 в атмосферу по сравнению с нефтью и тем более углем. Экономика и экология должны идти рука об руку. Все разговоры об энергетике сегодня так или иначе сводятся к дискуссиям о климате», – заявил президент Total Патрик Пуйяне (цитата по ТАСС). Если уголь станет дорогим, это заставит искать альтернативы, отмечает Шаландар: «Например, я произвожу стекло, используя существующие технологии. Если я знаю, что через 30 лет будет высокая цена на CO2, я выберу другую технологию. Предприятиям важно учитывать долгосрочный период развития».

По прогнозу Международного энергетического агентства, спрос на ископаемое топливо будет расти, как и его добыча, увеличатся инвестиции. Нужно сокращать потребление полезных ископаемых в целом, развивать зеленую энергетику, убеждает Раданн. Для этого нужно продумать вопрос передачи технологий, механизмы, которые сделают зеленую энергетику доступной, считает Уло. Пока возобновляемые источники энергии, как правило, субсидируются правительствами. При этом суммарные мировые субсидии на поддержку добычи полезных ископаемых оцениваются в $650 млрд, говорит Уло. «Именно поэтому мы считаем необходимым установить цену на углерод, которая бы уравновесила инвестиции, – объясняет он. – Мы стимулируем добычу полезных ископаемых. Борьба с климатическими изменениями стоит $450 млрд. В итоге $1,1 трлн тратится впустую».