Кудрин посоветовал Кремлю поспешить с реформами

Пик кризиса впереди, предупредил экс-министр, без реформ экономике грозит стагнация, а политическое развитие окажется в тупике
Кудрин назвал условия для своего возвращения в исполнительную власть
Кудрин назвал условия для своего возвращения в исполнительную власть / С. Портер / Ведомости

Через три месяца после отставки с поста руководителя Минфина, в декабре 2011 г., Кудрин говорил, что не вернется в правительство из-за разногласий с экономическим курсом кабмина, а также с несогласием с социальной политикой и реформой пенсионной системы. Он тогда отмечал, что до его решения уйти из Минфина у Путина "получалось балансировать между позициями очень разных крыльев правительства", хотя недостатком такого подхода была половинчатость ряда принимаемых решений. Также он говорил, что у Путина есть "уникальная способность" услышать доводы для принятия решений. Вместе с тем экс-министр предупреждал, что популизм в экономической политике приведет к потере доверия со стороны части населения, а уже принятые нерациональные решения усугубят положение страны в кризис. Он предсказал нарастание социальных проблем начиная с периода через два-три года (после 2011 г.) и в течение последующих 10-15 лет.

Бывший министр финансов Алексей Кудрин готов будет вернуться в исполнительную власть, если руководство страны будет настроено на реформы, как это было в начале 2000-х гг. Об этом он сказал в интервью "Интерфаксу". Реформы, по его мнению, нужны в экономике, особенно на фоне нынешнего острого кризиса, а также он считает необходимым и изменение политики руководства страны. Сейчас вероятности появления настроя на реформы Кудрин не видит: "Потому я и не там (не во власти. - Ред.)", - объяснил он.

На вопросы о его личном отношении к воссоединению Крыма с Россией Кудрин прямо не ответил, но в этом контексте отметил, что Россия несет потери в том числе из-за санкций, и добавил, что "пока граждане поддерживают решение по Крыму, значит, готовы взять на себя риски". Комментируя ситуацию на востоке Украины, он высказал мнение, что выполнение минских соглашений - наиболее правильный вариант развития событий, который будет в интересах обеих сторон, и спрогнозировал, что реинтеграция Донбасса в Украину займет 10-15 лет, если не больше. Оценивать происходящее там он не стал, говорить о перспективах возможного ухудшения ситуации - тоже. Однако он назвал ситуацию на Украине в числе "потенциальных осложняющих факторов" для российской экономики наряду с котировками нефти. По словам Кудрина, на данный момент непонятно, что будет с обоими этими факторами.

Экономика России проходит полномасштабный кризис и его острая фаза еще впереди, считает Кудрин. По его мнению, пик кризиса, вероятно, придется на II квартал 2015 г. и спад ВВП будет больше, чем в I квартале, затем ситуация может выровняться, но статистически "ВВП будет показывать падение по сравнению с аналогичными периодами прошлого года". По итогам 2015 г. он прогнозирует падение ВВП на 4%, "это чуть больше, чем планирует МЭР". Кудрин считает, что "критическая ситуация миновала, пожалуй, только в банковском секторе" и разорения банков будут единичными случаями.

 В середине мая первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что худший сценарий в экономике не реализовался, готовившийся на такой случай антикризисный план не пригодился и уже в конце 2015 г. может начаться экономический рост. Экономика в сложном состоянии, уточнил он, и необходимо допускать ухудшение ситуации, но, по его мнению, скорее всего, этого не произойдет, за исключением отдельных отраслей. Минэкономразвития ожидает, что рецессия продлится не дольше трех кварталов, в конце года начнется восстановление, а по итогам 2015 г. спад не превысит 3%. Аналитики ожидают, что экономика в 2015 г. сократится на 4%, в 2016 г. покажет символический – на уровне стагнации – рост на 0,5% (консенсус-прогноз Bloomberg, медианные оценки 46 экспертов). 21 мая президент Сбербанка Герман Греф высказал мнение, что острая фаза экономического кризиса в России уже прошла, хотя оговорился, что "сегодня мы ни о чем с уверенностью не можем говорить". Впрочем, 27 мая Шувалов заявил, что "устойчивого экономического роста в России пока не наблюдаются", последние данные по ВВП он назвал "неутешительными" и добавил, что многие компании "чувствуют себя не лучшим образом" (цитаты по ТАСС).

По оценке Кудрина, уже сейчас "спад в некоторых отраслях промышленности достиг пиковых значений 2008-2009 гг.", а "с точки зрения валютного курса ситуация даже хуже, чем шесть лет назад". "То же самое можно сказать об уровне жизни граждан. Если помните, в период предыдущего кризиса мы вообще не допустили падения реальных доходов граждан, а сейчас оно достигло 7%. Такого не было с того момента, когда Владимир Путин стал президентом в 2000 г.", - заявил он. По словам экс-министра, в ряде отраслей сложилась "очень тревожная" ситуация, он упомянул увольнение работников на предприятиях, падение уровня жизни, рост цен на потребительские товары при падении доходов. "А если говорить об экономике, то резервов хватит, чтобы пройти кризис в течение ближайших двух лет. Тут следует сказать, что власти приняли очень затратные, но абсолютно оправданные меры по поддержке банков. Если бы начали "сыпаться" крупные кредитные учреждения, то ситуацию удержать было бы куда сложней. Сейчас можно говорить, что население не потеряло свои банковские вклады, а кредитование предприятий будет продолжено", - считает он.

В нынешней ситуации Кудрин ожидает роста протестов со стороны населения, но подчеркивает, что это будет экономическая протестная активность и "такая ситуация сохранится в ближайшие годы", а политических целей у населения нет.

На реформы власть пойдет, "когда реально начнутся серьезные проблемы", считает экс-министр. Пока эти проблемы, по его мнению, уже "частично проявляются", "но мы по-прежнему недооцениваем угрозы и страшно теряем время". После завершения спада, когда начнется 1,5%-ный рост экономики, возникнет "эйфория" и представление, что кризис пройден и Россия идет в ногу с Западом, это будет на самом деле означать стагнацию, предупредил он. Для создания современной инфраструктуры, по его оценке, потребуется 10-15 лет, если "всем навалиться" на достижение этой задачи, но "годы проходят, а никаких подвижек нет" и "до сих пор отсутствует эффективная модель управления с планированием работы, контрольными механизмами и ответственностью за принятые решения", констатировал он. Также Кудрин считает, что "эффективность бюджетных расходов можно повысить процентов на тридцать".

Первоочередными шагами к реформам, по его мнению, может стать повышение пенсионного возраста, повышение эффективности работы госкорпораций и перераспределение доходов в пользу регионов, чтобы те могли вкладываться не только в социальную сферу, но и делать инвестиции. Военно-промышленный комплекс стать драйвером роста экономики не сможет, поскольку он привязан к оборонзаказу и не реагирует на сигналы рынка. При этом сейчас, по словам Кудрина, "во всем мире происходит взаимообмен технологиями между гражданским и военным сектором". Импортозамещение, по его мнению, создаст прорывы в отдельных отраслях, проводить его нужно, но нынешняя программа не обеспечит масштабную модернизацию экономики. "Нужно конкурентное импортозамещение в условиях открытого рынка, а не в условиях отгораживания от мировой экономики", - считает он.

В команде с Владимиром Путиным Кудрин смог бы снова работать "при проведении реформ, в том числе политических". Он считает, что Кремль "очень сильно влияет на характер выборов", а такая политика Кремля означает "тупик в политическом развитии страны". Кудрин считает, что в 2018 г. Путин пойдет на президентские выборы, что снижает "амбиции и шансы всех остальных политиков" и делает наиболее решительным оппонентом радикальную оппозицию, которая все равно больших результатов на парламентских выборах не добьется. В 2024 г., по предположению Кудрина, Путин не будет менять Конституцию, чтобы остаться у власти. При нынешней политике Кремля, по словам экс-министра, у ряда политических сил "заранее занижены возможности", что "отпугивает многих нормальных людей от политической деятельности". Однако, как он считает, в России достаточно умеренных оппозиционных сил, которые могли бы в Думе представлять большие группы населения. Таким образом, "нынешняя политическая система с точки зрения отбора и конкуренции партий работает неудовлетворительно".

Оценить политические перспективы бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского экс-министр сейчас  затруднился. Навального он назвал ярким политиком с маргинальной программой. Кудрин объяснил, что тема борьбы с коррупцией является популистской, и выбирать ее правильно с точки зрения тактики политической борьбы. Другие аспекты программы Навального Кудрину не ясны. Также он против призывов к Западу вводить санкции против отдельных граждан России и всей страны, такие методы он считает недопустимыми для оппозиции даже в условиях жестких ограничений возможностей.

Кудрин пока не собирается сам возглавить какую-либо партию и не готов даже поддержать какую-либо из действующих политических партий, поэтому он пока сосредоточился на работе с гражданским обществом и "две трети своего времени" посвящает "образовательным и научным проектам". Опасений, что его Комитет гражданских инициатив может быть причислен к НКО - иностранным агентам, у экс-министра нет, поскольку у этой организации "нет иностранного финансирования вообще". Закон об иноагентах он снова назвал ущербным, поскольку его "цель - предотвратить политическое воздействие на нашу страну из-за рубежа – не достигается", и в список иноагентов попадают в 75% случаях организации, не связанные с политической деятельностью.