Бизнес просит у президента защиты от творчества законодателей
Поправки ко второму чтению тоже должны получать заключение отраслевых экспертовВчера на закрытой встрече с президентом представители «Деловой России» пожаловались на то, как сильно меняются законопроекты в Госдуме по сравнению с первоначальной концепцией. Сейчас подготовленные правительством и ведомствами проекты должны пройти оценку регулирующего воздействия (ОРВ, т. е. влияния на бизнес) на двух этапах: во время межведомственного согласования и при нулевом чтении в Думе. Но ко второму чтению могут вноситься поправки, которые серьезно увеличивают нагрузку на бизнес, говорит участник встречи: «Об этом бизнес рассказал Путину, и Путин нас услышал». Президент признал проблему, поясняет предприниматель.
Накануне этот же вопрос бизнес обсуждал с председателем Госдумы Алексеем Нарышкиным, рассказывают участники обеих встреч. Представитель Нарышкина отказался от комментариев, связаться с пресс-секретарем президента вчера вечером не удалось.
Проводить ОРВ перед вторым чтением уже предлагало Минэкономразвития. А открытое правительство выдвигало идею ОРВ всех законопроектов экономического характера – внесенных как правительством, так и депутатами. Госдума – независимая ветвь власти и ОРВ возможна лишь при наличии доброй воли депутатов, пояснял министр открытого правительства Михаил Абызов. «Добрая воля» депутатов есть, говорил Абызов и обещал, что в пилотном режиме ОРВ их проектов будет проводиться в 2015 г. Если же Госдума примет проект вопреки отрицательному заключению, то депутатам придется объяснить, почему проигнорировали оценку, считает Абызов.
ОРВ – тяжелая процедура для чиновников, закон может вызвать недовольство лоббистов и серьезно поменяться, объясняет федеральный чиновник. Поэтому ведомства обходят процедуру, рассказывает он: вывешивают лишь информацию о проекте без его текста или в Думу вносится сырой законопроект, а затем дорабатывается поправками. Ко второму чтению проекта, имеющего хоть какое-то отношение к проблеме, могут через депутатов прицепить все невоплощенные идеи, заключает собеседник «Ведомостей».
«Законы не то что дополняются, а перекраиваются до неузнаваемости», – поддерживает бизнес управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. ОРВ при втором чтении – компромисс, считает он: «Добавляйте свои поправки, но пусть они не появляются как черт из табакерки». Так, например, появился законопроект о сборах для бизнеса в городах федерального значения, вспоминает Пепеляев. Изначально был законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли, но при его втором чтении председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров предложил поправки о сборах для 22 видов бизнеса. После ожесточенной критики бизнеса и отрицательной реакции правительства законопроект был радикально смягчен. «Поправки в законопроект, посвященный другим материям, внесенные в последний момент, – абсолютно новый сюжет в предельно жестком виде», – признавал замминистра финансов Сергей Шаталов. Макаров на все обвинения отвечал: законопроекты должны обсуждаться не в кабинетах у чиновников, а публично – для этого и существует Госдума. Ставки и облагаемые сборами виды деятельности предложила Москва, отмечал Макаров, депутаты же лишь вынесли их на обсуждение.
Депутаты могут внести поправки без ОРВ, ввести санкции против них трудно, поэтому возможный выход – обращаться в Конституционный суд, если закон принят с серьезным нарушением процедуры, советует Пепеляев, другой вариант – закрепить на уровне закона, что президент не должен подписывать закон при отрицательной ОРВ. Главное – ограничить неконтролируемый поток внезапных поправок, заключает Пепеляев.