Развернуть украинскую экономику в сторону Запада оказалось непросто

Тяжелая промышленность страны ориентирована на Россию и неконкурентоспособна в Европе
Украинским машиностроителям тяжело без российского рынка
Украинским машиностроителям тяжело без российского рынка / Игорь Маслов / РИА Новости

Прозападное правительство Украины пытается уйти от России. Оно подписало соглашение об ассоциации с Евросоюзом, договорилось о многомиллардных займах и другой помощи со стороны Запада и приняло закон, запрещающий публично использовать советскую символику. Но развернуть украинскую экономику в сторону Запада оказалось гораздо сложнее. Большая часть ее тяжелой промышленности, основанной еще в советскую эпоху, ориентирована на Россию, и ей трудно конкурировать в Европе.

Из-за конфликта на востоке страны экспорт с Украины в Россию в I квартале 2015 г. сократился до $1 млрд на 61,3% по сравнению с аналогичным периодом в 2014 г., сообщила в пятницу Государственная служба статистики Украины. В то же время экспорт в ЕС сократился на треть до $3,3 млрд, ВВП – на 17,6%, а объем промышленного производства – более чем на 20%.

В 2014 г. экспорт в ЕС составил $20,9 млрд, в Россию – $13,3 млрд.

Экспорт товаров и услуг с Украины, $ млрд

синие столбики – в ЕС, красные столбики – в Россию

Украинским машиностроителям тяжело без российского рынка
Источник: Государственная служба статистики Украины

Сильнее всего пострадали заводы в зоне конфликта или в регионах рядом с нею, но трудности испытывают и промышленные заводы, расположенные за сотни километров, – они много лет зависели от покупателей из России и не могут найти клиентов в ЕС. Один из них – машиностроительный завод «Прогресс» в Бердичеве. В городе на рекламных щитах висят изображения, приветствующие борьбу с пророссийскими спераратистами на востоке страны, статуя Ленина снесена, а активисты закрыли слово «Россия» на вывеске одного из банков желто-синим украинским флагом. Но генеральный директор завода Игорь Щесняк надеется благодаря России остановить падение продаж: «С одной стороны, это наш враг, но мы не прекратили торговлю. На заводе работает тысяча человек, всем им нужно есть самим и кормить свои семьи».

Расцвет завода «Прогресс» пришелся на 1980-е гг., когда он занимал центральное место в жизни города, обеспечивал жильем 7600 сотрудников, а также содержал для них спортзал и бассейн. Основная часть продукции, включавшей фильтры для металлургической и горнодобывающей отраслей, поставлялись в РСФСР. Но после распада СССР начались проблемы. К 2013 г. бизнес только начал идти в гору после мирового финансового кризиса, говорит Щесняк, но затем Россия начала «вставлять палки в колеса» в ответ на стремление Украины установить более тесные связи с ЕС.

Россия запретила импорт некоторых видов продукции с Украины, а другие стали подвергаться более жесткому таможенному контролю. За последние два года количество заказов «Прогресса» из России сократилось на две трети, хотя на их долю по-прежнему приходится половина продаж, поскольку заказов на внутреннем рынке тоже стало меньше, отмечает Щесняк. На долю Европы и США приходится незначительный объем продаж. В результате оставшиеся 1100 сотрудников завода работают неполные смены, а их средняя зарплата при полном рабочем дне составляет около 3000 ($150) гривен в месяц. На заводе не связывают больших надежд с ЕС. «Европа нас не ждет, мы там не нужны, - говорит Щесняк. - Мы пытаемся пробиться на европейский рынок, но наша доля остается очень маленькой».

«В Европе технологии во много раз лучше», - отмечает Геннадий Лосовский, заместитель гендиректора «Прогресса». На деятельности завода негативно сказалось снижение курса гривны, поскольку ему приходится импортировать некоторые детали из Италии и Словакии, добавляет он. Другие говорят, что владельцы заводов просто выкачивают из них деньги, не делая достаточных инвестиций для улучшения производства или выхода на новые рынки.

Серьезные проблемы испытывают и более крупные предприятия, такие как производители труб и железнодорожных вагонов. Крупнейший в стране металлургический комбинат, принадлежащий ArcellorMittal, практически прекратил поставки в Россию и теперь ищет новых клиентов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. «Я бы соврал, если бы сказал, что легко один год продавать продукцию на одном рынке, а затем быстро начать продавать ее же в других странах, – говорил в марте министр экономики Украины Айварас Абромавичюс. – Надо быть реалистами».

Ситуация в сельскохозяйственном секторе Украины значительно лучше. Прибыль крупных компаний, в том числе экспортирующих зерно, сократилась незначительно, поскольку они меньше зависят от российского рынка.

Лучший способ восстановить экономику Украины – использовать страну в качестве производственной площадки для западных компаний, считает Владимир Власюк, консультирующий украинских экспортеров. Так, около 10 лет назад Бердичевскую фабрику одежды приобрела компания из Венгрии. Теперь фабрика поставляет более 90% продукции в Европу, говорит ее руководитель Галина Стукало. Средняя месячная зарплата там 3600 гривен ($175), недавно из падения курса гривны ее повысили. Но эта фабрика – скорее исключение, а на стенах и фонарных столбах в городе расклеены многочисленные объявления с вакансиями в соседней Польше, которая входит в ЕС.

Перевел Алексей Невельский