Будет ли Геннадий Тимченко строить Керченский мост
Строительная компания АРКС может стать субподрядчиком проекта. Впрочем, свою долю в ней Тимченко продаетСтруктура Геннадия Тимченко Stroytransgaz Holding завершает продажу остальным владельцам строительной компании АРКС всего своего пакета в 25%, рассказали два человека, близких к обеим сторонам сделки. 100% АРКС принадлежит сингапурской ARKS Group, сообщает ЕГРЮЛ. Другой владелец АРКС – ее основатель Александр Лавленцев, его структуры и купят пакет Тимченко, говорят собеседники «Ведомостей».
Эта сделка – продолжение реструктуризации строительных активов STG Holding, говорит человек, близкий к его акционерам: 25%-ная доля холдинга в СК «Мост» также продана другому акционеру.
Компании Тимченко рассматривались как подрядчики Керченского моста: «Стройтрансгаз» – генподрядчик, «Мост» – субподрядчик, говорили чиновники, курирующие проект. Но «Стройтрансгаз» испугался генподрядных рисков, и генподрядчиком стал «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга (см. врез).
Тимченко и мост
«Может быть, мы будем строить вместе с китайскими партнерами мост или тоннель через Керченский пролив. Мост мы будем строить с «Мостотрестом», тоннель самостоятельно» (цитата по «Прайму»). 22 мая 2014 г. в кулуарах Петербургского экономического форума
«У нас сейчас есть более интересная тема. Речь о вариантах перехода через Керченский пролив <...> Нам важнее сделать то, что требуется, в сжатые сроки и за меньшие деньги. Хотя в перспективе надо браться и за мост, и за тоннель. Это существенно снизит нагрузку на Керченский полуостров с Таманью <...> Если доверят и поручат [мы готовы взять проект на себя]. Ресурсы для этого есть. СК «Мост», где у меня блокирующий пакет акций, строила крупнейший в России вантовый мост на остров Русский во Владивостоке, дорогу на Красную Поляну из Адлера». 4 августа 2014 г. в интервью ТАСС
«Это очень тяжелый для нас проект. Не уверен, что мы справимся. Не хочется брать на себя репутационные риски. Не понятно, какова будет стоимость, проекта-то нет. Никто не понимает, какая там геология. И мы не понимаем. Поэтому это очень рискованная история. Я просто боюсь взяться и не осилить». 9 декабря 2014 г., ТАСС
Участие Тимченко в строительстве моста через Керченский пролив обсуждается и сейчас, рассказывают человек, близкий к Минтрансу, и человек, близкий к компании, работающей над проектом, – но теперь речь идет о субподрядах: АРКС может взять на себя часть работ, в первую очередь подъездные дороги.
АРКС мост не будет строить ни в каком качестве, уверяет человек, близкий к компании.
У «Моста» недостаточно мощностей, а АРКС как раз освобождается от крупных дорожных подрядов в Московском регионе, продолжает человек, близкий к одной из компаний керченского проекта: обсуждался вопрос, как технически свести к минимуму связь АРКС с Тимченко. Среди вариантов – структура, юридически не связанная с Тимченко, но использующая его технику, персонал и менеджмент.
«Была поставлена задача – предоставить мощности для начала строительства, а как это будет выполнено – дело техники, – продолжает он. – Никому не охота лишний раз светиться в проекте, настолько он рискованный и с экономической, и с политической точки зрения».
Предельная стоимость проекта – 228,3 млрд руб., ни при проектировании, ни при строительстве она не изменится, говорил куратор проекта вице-премьер Дмитрий Козак: из-за жестких условий и требования гарантий многие подрядчики отказались от проекта.
«Мы остаемся на прежних позициях: структуры Тимченко не планируют участвовать в строительстве Керченского моста в качестве субподрядчиков», – подчеркивает представитель Volga Group Антон Куревин. Планы АРКС участвовать в строительстве моста и продажу доли в АРКС он не комментирует.
Представитель «СГМ-моста», «дочки» «Стройгазмонтажа», сообщил: «На данный момент, на стадии проектирования, «СГМ-мост» ведет переговоры с рядом компаний по строительно-монтажным работам, в том числе с АРКС». Представитель АРКС от комментариев отказался.
При назначении «Стройгазмонтажа» генподрядчиком предполагалось, что сама компания возьмет на себя чуть более половины работ, а генподрядный опыт крупных газовых проектов позволит ей эффективно координировать деятельность субподрядчиков, говорил один из участников обсуждения. На субподряды претендовали как крымские подрядчики, так и крупнейшие игроки рынка, в том числе и «Мостотрест», долей в котором владеет сын Аркадия Ротенберга Игорь. Представители «Мостотреста» участвовали в переговорах и рабочих совещаниях по проекту, рассказывал сотрудник другой компании, изучавшей проект, но «Мостотрест» вряд ли пойдет на субподряд: публичной компании ни к чему дополнительные риски, связанные с санкциями, к тому же изначально предполагалось, что работы по Керченскому мосту разделят структуры Ротенберга и Тимченко. Участие «Мостотреста» исключал и сам Аркадий Ротенберг в интервью «Коммерсанту» в конце января.
Пока о назначении субподрядчиков говорить рано, указывает представитель Росавтодора: идет проектирование. Проектная документация должна быть готова и направлена на госэкспертизу не позднее 30 июня этого года. Сейчас начались подготовительные работы: документация на подъездные дороги отправлена в госэкспертизу, ведется строительство технологического моста от Тамани до острова Тузла, сообщал Росавтодор. Мост должен быть построен и готов для рабочего движения к 18 декабря 2018 г.