Повышение зарплат в Германии сократит профицит торгового баланса
Это поможет росту всей мировой экономикиОриентированная на экспорт экономическая модель Германии долгое время вызывала нарекания экономистов. Они были недовольны тем, что Германия развивает свою экономику благодаря экспорту, выживая за счет соседей и обостряя последствия долгового кризиса. Теперь Германия, занимающая первое место по ВВП в Европе и четвертое в мире, отмечает усиление внутреннего спроса на фоне близкой к рекордным показателям безработицы и роста зарплат.
Повышение зарплаты вскоре подстегнет потребительские расходы, импорт и приведет к сокращению профицита торгового баланса, что пойдет на пользу еврозоне и мировой экономике. Благодаря недавно принятому закону о минимальном размере оплаты труда в 8,5 евро в час зарплаты в Германии, вероятно, вырастут на рекордные 3,5% в 2015 г., считает экономист UniCredit Андреас Реес. При этом инфляция в Германии близка к нулю, что обеспечит не только номинальный, но и реальный рост доходов населения.
Сейчас экономика ФРГ формирует 5% мирового ВВП. Но если удастся превратить Германию в важный источник спроса и рынок сбыта для других стран, то восстановление всей мировой экономики пойдет быстрее. «В медленно растущем мире, где не хватает спроса, торговый профицит Германии является проблемой», – написал в блоге бывший председатель ФРС Бен Бернанке. В 2014 г. Германия зафиксировала рекордно высокий внешнеторговый профицит в 217 млрд евро, или 7,5% ВВП. Перемены в экономике Германии зададут тон странам еврозоны, более высокие показатели спроса могут способствовать экспорту из Франции, Нидерландов, Испании и других стран. Если Германия запустит механизм «переворота», выиграют все.
Но, предупреждают аналитики, такая стратегия несет в себе и риски – высокие затраты на рабочую силу могут ослабить конкурентоспособность страны. Немцы довольны экономикой, построенной на экспорте, сбережениях и сбалансированной налоговой политике, и скорее всего не захотят стать расточительной нацией, считает директор Центра европейских реформ Саймон Тилфорд.
WSJ, 13.04.2015, Константин Гликин