ЦБ поможет ВТБ кредитовать строительство платных мостов в Удмуртии
Проект, запущенный еще в 2012 г., получит еще 5 млрд по льготной ставкеМежведомственная комиссия поддержала заявку ВТБ на льготное рефинансирование строительства мостов через Каму и Буй в Удмуртии, сообщило Минэкономразвития.
Проект – первая региональная концессия. Соглашение Удмуртии с концессионером, Региональной инвестиционной компанией, подписано еще в 2012 г. Стоимость мостов и подходов – 15,3 млрд руб., говорит представитель «ВТБ капитала». Доля госфинансирования в проекте должна была составить 27%, или 2,8 млрд руб., концессионера – по 5 млрд за счет собственных и заемных средств. Кредитором в 2013 г. согласился стать ВТБ.
Теперь ВТБ получит 5 млрд руб. под 9% и выдаст кредит концессионеру под 11,5%. Речь о существующем кредите, участие в программе позволит кредитовать проект по изначальной ставке, знает человек, близкий к концессионеру.
Соглашение о финансировании было подписано в 2013 г., в 2014 г. у проекта возникли проблемы с финансированием, рассказывал человек, участвовавший в переговорах концессионера с Удмуртией и кредитором. Были даже опасения, что проект придется закрыть, говорит федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру.
В 2014 г. проблемы возникли у всех долгосрочных проектов – стоимость финансирования резко выросла, указывает человек, близкий к концессионеру. Но у мостов через Каму и Буй ситуация нормальная, подчеркивает он: проект будет завершен в срок. В конце прошлого года старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов после совещания у главы Удмуртии Александра Соловьева заявил, что финансовых проблем у проекта нет, сообщал сайт главы Удмуртии.
Строительство должно завершиться в конце 2016 г., но сдать мосты можно уже в сентябре 2016 г., а рабочее движение открыть в конце 2015 г., говорил в декабре Молчанов: мост через Буй практически готов, идет интенсивное строительство моста через Каму.
Формально в правилах отбора проектов нет ограничений на действующие проекты или проекты, которые ранее уже привлекли финансирование, подчеркивает федеральный чиновник. Но эти мосты могут стать прецедентом, считает его коллега: выходит, поддержку можно получить вообще на любом этапе проекта!
Мосты отвечают изначальной концепции программы, уверен человек, близкий к концессионеру: некрупный проект, стимулирует социально-экономическое развитие, с мультипликативным эффектом – развивает целый район.
Если проект уже начат, в значительной степени реализован, но его финансовые параметры изменились из-за макроэкономической ситуации, логичней поддержать его и скорее начать получать выгоду, чем начинать новый, уверен Алексей Назаров из KPMG, но важно, чтобы проект достиг социально-экономических целей и эффект дал бы больший, чем новые.