ФРС США может столкнуться с «загадкой» на рынке госбондов

Повышение процентных ставок должно предотвратить надувание пузырей, но доходности долгосрочных облигаций могут не вырасти в нужной степени
Председатель ФРС США Джанет Йеллен нужно не допустить надувания пузырей на рынках и в экономике
Председатель ФРС США Джанет Йеллен нужно не допустить надувания пузырей на рынках и в экономике / P.Monsivais / AP

Как ожидается, в этом году Федеральная резервная система США все-таки повысит ставку федерального финансирования, находящуюся около нуля с конца 2008 г. На этой неделе комитет по открытым рынкам ФРС исключил из своего заявления обещание «проявить терпение» в вопросе нормализации денежной политики, однако указал, что вряд ли стоит ждать повышения базовой ставки раньше сентября. Тем не менее, у этого шага, который представляется все более вероятным, важная цель – повысить доходность облигаций с погашением от 30 дней до 30 лет, чтобы проводящаяся уже более шести лет ультрамягкая денежная политика не привела в конечном итоге к образованию пузырей в экономике и на рынках.

Инвесторы и аналитики ожидают, что у ФРС не возникнет проблем с повышением доходности краткосрочных облигаций, поскольку они тесно привязаны базовой ставке. Но некоторые беспокоятся, что добиться того же от рынка долгосрочных бондов центробанку будет сложно, и это может помешать вернуть экономику в нормальное состояние. В 2005 г. тогдашний председатель ФРС Алан Гринспен использовал слово «загадка» для описания ситуации, когда долгосрочные ставки оставались низкими или снижались даже тогда, когда ФРС повышала краткосрочные ставки на 17 заседаниях подряд в 2004-2006 гг.

«Это загадка 2.0», - говорит Эрик Шиллер, старший портфельный управляющий на рынках гособлигаций в Prudential Financial (под управлением $530 млрд). По его мнению, ФРС предстоит очень сложная задача.

Многие инвесторы и политики пристально наблюдают за кривой доходности, которая показывает доходности облигаций в зависимости от срока погашения. Она помогает определить состояние экономики. Более крутая кривая (доходность долгосрочных бумаг заметно выше краткосрочных) по многим причинам характеризует здоровую экономику. Так, инвесторы требуют повышенную доходность по «длинным» займам, когда считают, что темпы экономического роста достаточно высоки. В этой банки могут легко занимать «короткие» деньги и давать долгосрочные кредиты по более высоким ставкам, что стумулирует рост расходов правительств, компаний и домохозяйств.

И наоборот, плоская или перевернутая кривая доходности (долгосрочные ставки ниже краткосрочных) обычно предвещает экономические проблемы и даже рецессию. В последний раз такое случалось в 2007 г., когда начинался финансовый кризис, а до того – декабре 2000 г., когда экономика США уже вступала в рецессию.

Сейчас разница между доходностями двухлетних и 10-летних гособлигаций США сократилась, выравнивая кривую. На закрытие торгов в четверг у 10-летних бумаг она составляла 1,977%, а у двухлетних — 0,617%. Таким образом, разница равна 1,36 процентного пункта, тогда как в конце 2013 г. – 2,65 п.п.

Спрэд может уменьшиться до 0,25 п.п., когда ФРС начнет ужесточать денежную политику, считает Гэри Поллак из нью-йоркского подразделения по управлению частным капиталом Deutsche Bank. Он также может стать отрицательным, если перспективы роста экономики США ухудшатся или ФРС повысит краткосрочные ставки слишком быстро, хотя сейчас в банке не прогнозируют такого сценария. «Но я бы это не исключал», - говорит Поллак.

Увеличивает неопределенность то, что «загадка», с которой предстоит иметь дело нынешнему председателю ФРС Джанет Йеллен, сильно отличается от той, что была в 2005 г. Процентные ставки по облигациям всех сроков крайне низки, поскольку ФРС более шести лет удерживает ставку около нуля и потратила триллионы долларов на выкуп гособлигаций в рамках программы денежного стимулирования.

Но теперь экономика США восстанавливается, тогда как другие крупные экономики ослабевают. В других странах процентные ставки даже еще ниже, что заставляет многих инвесторов по всему миру покупать гособлигации США. Такой спрос на них приводит к росту цен и снижению доходностей вопреки надеждам, что последние начнут расти в ожидании действий ФРС. Высокий спрос может сохраниться и, возможно, даже вырасти, когда ФРС поднимет ставки, что создаст парадоксальное напряжение на рынке.

У ФРС есть несколько вариантов. Как предположил 27 февраля Уильям Дадли, президент Федерального резервного банка Нью-Йорка и член комитета ФРС по ставкам, если доходность облигаций не вырастет, центробанк будет вынужден повышать ставки агрессивнее.

Около половины находящихся в обращении гособлигаций США принадлежат центробанкам, включая ФРС, утверждает Стивен Мэйджор, начальник отдела анализа рынков с фиксированным доходом HSBC. В результате скупки активов ФРС владеет гособлигациями США более чем на $2,4 трлн. Немногие инвесторы полагают, что ФРС их продаст, но некоторые не исключают этого, «если доходности не будут вести себя так, как они [ФРС] хотят», считает Томас Рот из нью-йоркского офиса Mitsubishi UFJ Securities.

Объем гособлигаций США в распоряжении иностранных инвесторов, включая центробанки и частников, увеличился в 2014 г. на $361 млрд (самый быстрый рост за два года) до $6,154 трлн, отмечает Джонатан Рик, стратег Credit Agricole в Нью-Йорке. Для сравнения: в 2004 г. у них было этих бумаг на $1,849 трлн. «Вероятно, спрос на гособлигации США вырастет из-за их относительно привлекательной доходности», – говорит Джеймс Сарни, старший управляющий партнер инвесткомпании Payden & Rygel.

Перевел Алексей Невельский