Прогнозировать спрос Китая на нефть становится все труднее
Цифры искажаются закупками для пополнения стратегических запасовРезкое снижение цен на нефть позволило правительству Китая пополнить стратегические запасы нефти, созданные для обеспечения энергетической безопасности. Это способствовало увеличению мирового спроса и импорта нефти в Китай, который в 2014 г. вырос на 9,5%. Однако из-за этих дополнительных покупок нефтяным компаниям, трейдерам и правительствам других стран стало еще сложнее оценить истинные потребности Китая в нефти.
Страна стала ведущим импортером нефти, по некоторым показателям превосходя США. Оценка китайского спроса важна для прогнозирования цен, особенно из-за избытка нефти на мировом рынке. “Они строят огромное количество хранилищ, которые нужно запонить”, - говорит Томас Паф из Capital Economics. Но не ясно, когда Китай приобретет соответствующее количество нефти.
Рост китайской экономики замедляется, что должно тормозить и рост текущего спроса на нефть. Нехватка точных данных о резервах - очень большая проблема для мировых нефтяных рынков, отмечает Кейсуке Садамори, директор Международного энергетического агентства (МЭА) по энергетическим рынкам и безопасности. У членов МЭА должны быть достаточно запасов нефти, чтобы выдержать срыв ее поставок в течение 90 дней. Хотя Китай не является членом организации, но принял похожую программу и несколько лет старался пополнять запасы нефти, не провоцируя рост цен.
Этой осенью Китай стал действовать активнее. По данным сингапурских трейдеров, в октябре China National United Oil Corp., трейдинговое подразделение крупнейшей в стране нефтегазовой компании CNPC, приобрела рекордные 47 танкерных партий нефти (более 23,5 млн баррелей). С тех пор она больше не делала таких масштабных закупок.
В XXI в. потребность Китая в импорте нефти сильно возросла, тогда как ее добыча в стране практически не изменилась. Поэтому по всему миру увеличились инвестиции в новые нефтяные проекты. В результате, с 2000 г. глобальная добыча нефти выросла более чем на 15%, по данным Администрации энергетической информации США (EIA). Китайский спрос стал для нефтедобытчиков еще более важен, поскольку США стали замещать импортируемые нефть и газ добычей из собственных сланцевых месторождений. Однако если в 2003-2012 гг. спрос каждый год увеличивался на 500 000 баррелей в день, то к концу десятилетия, по прогнозу МЭА, темпы его роста сократятся вдвое из-за замедления экономики.
Другой индикатор, видимый спрос Китая на нефть (объем переработанной нефти плюс чистый импорт нефтепродуктов), показывает аналогичный тренд. В течение десятилетия его годовой темп роста составлял 6%, но в последние два года замедлился до 2-3%, согласно МЭА и EIA. Ожидается, что в следующие несколько лет такой темп сохранится.
На фоне снижения промышленной активности в стране китайские нефтепереработчики уже наблюдают избыток таких продуктов, как бензин. Это негативно скажется на увеличении мощностей НПЗ в Китае, которые помогают оценивать будущий спрос на нефть, говорят эксперты. По оценке аналитика Citi Ивана Шпаковского, в этом году мощности НПЗ увеличатся на 380 000 баррелей в день после роста на 636 000 баррелей в 2014 г.
Еще один неизвестный фактор - пополнение стратегических запасов. В прошлом десятилетии китайское правительство приняло трехэтапную программу, согласно которой к 2020 г. в стране должен быть построен десяток хранилищ. Национальное бюро статистики Китая редко раскрывает информацию об этом. Но в ноябре оно сообщило, что построенных во время первого этапа хранилищ хватит для удовлетворения потребностей страны в нефти в течение девяти дней, тогда как цель - 90 дней.
По оценкам аналитика CLSA Саймона Пауэлла, после последних закупок запасов Китая теперь хватит на 40 дней использования. Инвестбанк North Square Blue Oak говорит о 50 днях, учитывая еще и коммерческие резервы.
Конкуренция среди нефтедобытчиков за долю на китайском рынке усилится, считает аналитик Wood Mackenzie Сушант Гупта. Например, экспорт нефти из Саудовской Аравии в Китай в прошлом году сократился на 8%, поскольку увеличился импорт из России и других стран. В результате Саудовская Аравия предложила скидки покупателям в Азии.
Северная Америка стала покупать меньше нефти у стран Западной Африки, поэтому Нигерия и другие государства стали больше ориентироваться на Китай. По данным морских контейнерных перевозчиков, в 2014 г. он стал крупнейшим импортером африканской нефти. Нефтедобыча на Черном континенте выросла, но спроса Китая оказалось недостаточно, поэтому в африканских портах стоят танкеры с непроданной нефтью.
“Хотел бы я знать, что происходит в Китае, - говорит Иэн Тэйлор, гендиректор крупнейшего в мире нефтяного трейдера Vitol. - Похоже, энергоемкость там заметно снижается”.
Перевел Алексей Невельский