Вацлав Смил: использование ископаемого топлива увеличилось на 20% с начала века

Канадский ученый об особенностях энергопереходов — бывших и будущих

Нравится нам это или нет, но современная цивилизация построена на ископаемом топливе. На нефть, природный газ и уголь по-прежнему приходится около 85% мировых энергоносителей. Хотя они составляют небольшую долю мирового ВВП, они поддерживают все другие виды экономической деятельности. Покончить с зависимостью от углеводородов всегда было непросто. Продолжающийся процесс деглобализации делает это еще более трудным. В своей новой книге «Великие переходы» канадский ученый Вацлав Смил описывает, как современная энергетическая система, основанная на использовании углерода, поставляет топливо для транспорта и материалы для того, что он называет «четырьмя столпами» современной экономики: железо, цемент, пластмассы и аммиак. Несмотря на растущую озабоченность по поводу рисков, связанных с изменением климата, использование ископаемого топлива увеличилось примерно на 20% с начала века. Об этом рассказывает Reuters.

На сегодняшний день мы сделали лишь крошечные шаги в сторону от углеводородов. В прошлом году на долю электромобилей пришлось 5% мировых продаж автомобилей. Энергия ветра и солнца по-прежнему составляет лишь небольшую долю производства электроэнергии. Потребовалось более столетия, чтобы нефть, которая впервые была добыта в США, Канаде и России в 1850-х годах, обогнала уголь в качестве крупнейшего в мире источника энергии. «Большие энергетические переходы, — пишет Смил, — всегда были постепенными, длительными событиями, происходящими из поколения в поколение, и переход от углеродных энергий к неуглеродным не станет исключением».

Тем не менее, правительства во всем мире взяли на себя обязательство резко сократить выбросы углекислого газа в ближайшие десятилетия. Смил сомневается в том, что такие сроки выполнимы. Начнем с того, что каждый энергетический переход облегчался использованием ранее доминировавшего топлива. Британские угольные шахты использовали древесину для своих шахтных стволов и подпорок, в то время как уголь перевозился из шахт в деревянных тележках по деревянным рельсам. В XIX веке сталь, получаемая при участии кокса, требовалась для строительства нефтяных вышек и трубопроводов. Аналогичным образом, переход к чистой энергии потребует большого количества ископаемого топлива. Китайские солнечные панели изготавливаются на основе электроэнергии, вырабатываемой при сжигании угля.

Проблема в том, что на нефтяном рынке сейчас дефицит предложения. По мере роста цен на энергоносители стоимость инвестиций в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) тоже растет. Благодаря недавним технологическим достижениям, цена на электроэнергию, вырабатываемую ВИЭ, достигла паритета с энергией, вырабатываемой из ископаемого топлива. Но ключевым фактором успешных энергетических переходов всегда была простота хранения. В настоящее время не существует экономически эффективного способа хранения электроэнергии, вырабатываемой ветром и солнечными панелями. Из-за капризов погоды ВИЭ в Европе работают только на 20% от потенциальной мощности, перебои создают серьезные проблемы для электросетей по всему миру.

Декарбонизация усилит спрос на экологически чистые энергетические материалы. Понадобится больше лития, никеля, кобальта и марганца для электромобилей, ванадия для хранения энергии, серебра для солнечных панелей, железа и цинка для ветряных турбин и меди для всех этих новшеств. Но некоторые из этих материалов находятся в дефиците. Литий является ключевым материалом для аккумуляторов электромобилей. Этот элемент не редкость, но его добыча часто сталкивается с противодействием со стороны защитников окружающей среды. Если Tesla достигнет прогнозируемого спроса на литий-ионные аккумуляторы в 2030 году, производитель электромобилей Илона Маска будет потреблять 75% от текущего мирового производства никеля и в четыре раза больше нынешних его поставок. За последний год стоимость лития резко возросла, что привело к росту цен на аккумуляторы.

Россия не только является крупным производителем нефти и природного газа, но и ее сырье – цинк, медь, никель и так далее – является важным сырьем для следующего поколения автомобилей. Страна является крупнейшим в мире производителем металлов платиновой группы, которые используются в гибридных и водородных транспортных средствах. «Норильский никель» является ведущим поставщиком высококачественных химических веществ для литий-ионных аккумуляторов. Подвергнутая остракизму со стороны Запада, Россия может попасть в объятия Китая, и если тот получит льготный доступ к российскому ископаемому топливу и сырью, его собственный энергетический переход может ускориться. Но если напряженность в отношениях между Китаем и США перерастет в полномасштабный разрыв, Западу будет сложнее переключиться.

Политики сейчас стоят перед трудным выбором. Помогут ли они смягчить кризис стоимости жизни, увеличив предложение ископаемого топлива, или они продолжат свой нынешний путь к нулевым выбросам?