Экологические производства захватывают новые рынки
Инфраструктура зеленого финансирования в Казахстане догоняет ESG-тренды в крупных индустриальных проектахКлиматическая повестка и тренды на ESG-инвестирование, сравнительно давно ставшие почти повседневной практикой в экономической жизни Европы, Северной Америки и развитых стран Азии, а в последние годы захлестнувшие и российский крупный бизнес, не в меньшей степени проникают и в другие страны СНГ. Необходимая финансовая инфраструктура для ESG-инвестирования, а также соответствующее регулирование в Казахстане развиваются даже быстрее, чем в России. А крупные индустриальные проекты, реализованные в стране за последнее десятилетие, хоть и не имеют международного ESG-рейтинга, но вполне способны его получить.
Регулирование опережает рынок
Во многом нормативно-правовая база для развития зеленого финансирования в Казахстане создается быстрее, чем в приграничных государствах. Так, в январе этого года в стране был принят, а с 1 июля вступил в силу новый Экологический кодекс, где впервые введена зеленая таксономия – система классификации зеленых проектов, в которой будет не менее восьми категорий. Кроме того, в документе впервые дано законодательное определение зеленого финансирования, включая зеленые облигации и кредиты. Финансовый регулятор Казахстана Агентство по регулированию и развитию финансовых рынков к сегодняшнему дню разработал правила выпуска и свободного обращения «устойчивых» облигаций, а также рекомендации к раскрытию информации об их эмитентах. Национальная фондовая биржа Казахстана KASE также проводит работу по совершенствованию условий и выработке стандартов для зеленых финансовых инструментов, ориентированных на международную практику.
Как и в России, ESG-повестка в Казахстане активно стимулируется политическим руководством государства. Еще в 2018 году с целью поддержки и развития инструментов зеленого финансирования в стране был создан специальный Центр зеленых финансов при Международном финансовом центре «Астана» (МФЦА), призванный стать институтом развития зеленого финансирования в Казахстане. В июне 2020 года при поддержке центра состоялось международное размещение первого зеленого облигационного выпуска республиканского фонда развития предпринимательства «Даму» на сумму 200 млн тенге, а в сентябре нынешнего года – и первого зеленого кредита, предоставленного Евразийским банком развития для проекта строительства сетей уличного освещения в городе Атырау стоимостью 4,6 млрд тенге.
Дело за зелеными проектами
Несмотря на то что инфраструктура зеленого финансирования в Казахстане уже фактически создана, случаи подготовки нефинансовой отчетности по ESG-стандартам со стороны промышленных компаний пока единичны. В то же время целый ряд реализуемых в последнее десятилетие индустриальных проектов уже вполне можно назвать зелеными, поскольку они были спроектированы с нуля с акцентом на использование современных технологий, автоматизацию производства и управленческие подходы, соответствующие главным принципам долгосрочного устойчивого развития, закрепленным в программах ООН.
Один из ярких примеров таких инвестпроектов – строительство нового промышленного железнодорожного кластера Railways Systems KZ в Экибастузе (Павлодарская область Казахстана). В числе пяти предприятий кластера – ТОО «Проммашкомплект», ежегодно выпускающий 300 тыс. железнодорожных колес; завод ТОО R.W.S. Concrete с объемом выпуска 300 тыс. железобетонных шпал в год; обрабатывающее производство ТОО R.W.S. Wheelset по выпуску железнодорожных осей и колесных пар (годовой объем выпуска – 42 тыс. осей); завод по производству стрелочных переводов ТОО «Проммаш. KZ» (850 комплектов стрелочного бруса в год), а также ТОО R.W.S. Binding, выпускающее элементы рельсового скрепления путей и бандажи для локомотивов.
Флагманское предприятие кластера – ТОО «Проммашкомплект» – построено «в чистом поле» в 2012 году (строительство началось в 2010 году). Запуск полного цикла производства железнодорожных колес в 2019 году позволил Казахстану сразу выйти на международный рынок, где до сих пор доминировали российский Выксунский металлургический завод (входит в российскую группу «ОМК») и украинский «Интерпайп». В Railways Systems KZ подчеркивают, что стальные железнодорожные колеса ТОО «Проммашкомплект» можно устанавливать в том числе на инновационные вагоны повышенной грузоподъемности с нагрузкой на ось 25 тс и выше.
В 2021 году в Экибастузе был запущен новый цех по производству клемм, в который было вложено около 10 млрд тенге, в 2024 году планируется открытие нового предприятия по выпуску бандажей и кованых изделий, объем инвестиций составит около 70 млрд тенге. Финансирование этих проектов на 70 % берет на себя Фонд развития промышленности РК, остальные 30 % средств вкладывает сам кластер.
Экономия улучшает экологию
Заводы кластера изначально проектировались с акцентом на инновационные решения в области энергосбережения, утилизации отходов и на минимизацию вреда для окружающей среды. Для их оснащения закуплено высокотехнологичное промышленное оборудование ведущих европейских производителей, имеющее действующие международные сертификаты по энергоэффективности и экологичности, а примененные при строительстве инновационные технологии в области энергосбережения позволили достичь существенных результатов.
Например, в горячем цеху на ТОО «Проммашкомплект», где стальные заготовки проходят высокотемпературную обработку, раскаленные газы из печей направляются на специальную теплоутилизационную установку – экономайзер, который нагревает воду, используемую для заводской системы отопления и водоснабжения. Попутно эта же горячая вода проходит через станцию регазификации предприятия, где отдаваемое ей тепло задействовано в технологическом процессе преобразования газа из жидкого в газообразное состояние.
100 % потребляемой энергии заводами экибастузского железнодорожного кластера обеспечивается за счет электричества и наиболее чистого ископаемого топлива – газа, а все технологические процессы изначально настроены на минимизацию отходов и предотвращение вредных выбросов, что делает кластер одним из самых экологически нейтральных машиностроительных комплексов в СНГ и Европе в целом.
Главные производственные отходы металлообрабатывающего производства – стружка и другой металлический мусор – в полном объеме сдаются в металлолом и перерабатываются на металлургических предприятиях Казахстана. Окалина и шлам, которые остаются в результате охлаждения раскаленных деталей и оборудования, вместе с водно-графитной смесью поступают на специальную перерабатывающую установку, где эта смесь жиров, масел и грязи отстаивается, подвергается электрофлотации и воздействию специальных очищающих химреагентов. Более 90 % воды, являющейся неотъемлемым ресурсом для технологического процесса на предприятии, после прохождения водоочистной установки направляется снова в контур производства, и лишь около 10 % естественной убыли воды компенсируется за счет внешних источников водоснабжения.
Концентрированный шлам централизованно передается в полном объеме на специализированные предприятия Казахстана, где обеспечивается выполнение всех нормативов и экологических требований по утилизации таких отходов, а вода, которую все же приходится в небольшом объеме сливать в канализационную систему, проходит обработку на еще одном очистном сооружении, где она доводится до необходимых норм для обычных сточных вод. Весь непроизводственный мусор собирается раздельно и централизованно вывозится с территорий.
Курс на ESG
Продукцией экибастузского железнодорожного кластера будут в первую очередь обеспечены потребности национального перевозчика «Қазақстан темір жолы» и операторов подвижного состава Казахстана, но главным источником возврата инвестиций станет рынок России, Украины и стран СНГ, а также экспорт продукции в страны дальнего зарубежья. Высокотехнологичное производственное оборудование предприятий позволяет производить продукцию любого сортамента, любых форм и размеров, при этом качество продукции ничем не уступает европейским аналогам, а ее цена значительно ниже, отмечают в компании.
Поставки продукции для железных дорог узкой колеи Европы и Азии станет следующим этапом развития бизнеса новых предприятий в Экибастузе, сейчас им важно укрепить свои позиции на ближайших растущих рынках. Но предприятия кластера уже активно готовятся к прохождению международной сертификации продукции, в том числе и по зеленым стандартам. Одно из недавних достижений ТОО «Проммашкомплект» – подтверждение международного именного серебряного сертификата IRIS, означающего соответствие продукции предприятия глобальным стандартам в железнодорожном машиностроении. Практически на всех предприятиях кластера введены такие системы качества, как система менеджмента бизнеса в соответствии с ISO/TS 22163:2017 и ISO 9001:2015, система экологического менеджмента и система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья.
В кластере Railways Systems KZ отмечают, что эти системы сертификации по своим принципам и подходам практически соответствуют глобальным стандартам зеленого машиностроения, над совершенствованием которых сегодня работают мировые специалисты в области ESG. Кроме того, предприятия кластера неоднократно выступали поставщиками продукции по госконтрактам, что предполагало прохождение квалификационного отбора национального холдинга АО «Самрук-Казына», главная миссия которого ‒ обеспечение благосостояния жителей страны и долгосрочной устойчивости экономики для будущих поколений. Стандарты раскрытия информации для участия в таком отборе во многом тоже сходна с ESG-отчетностью, отметили в компании.