Импортозамещение: в поисках эффективной модели экологической политики в условиях санкций
Крупнейшие предприятия ведущих отраслей российской промышленности испытывают сильное санкционное давлениеУ многих предприятий произошли задержки поставок заказанного и предоплаченного оборудования, необходимого для реализации проектов по модернизации производства. Наблюдаются системные разрывы логистических цепочек, как в вопросах сбыта своей продукции, так и приобретения комплектующих европейского производства.
Данная ситуация касается не только предприятий, в отношении которых введены санкции (для них действует прямой запрет на поставку своей продукции и введены ограничения доступа к финансовым ресурсам), но и в целом в отношении страны действует политика ограничения возможности технологического развития и экологизации российской промышленности. Сложившаяся ситуация вызывает серьезное беспокойство и требует системных совместных действий со стороны государства и бизнеса.
Особое внимание необходимо обратить на объекты I категории – это предприятия, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ). К данной категории относятся промышленные объекты таких отраслей, как металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность, производство минеральной продукции, захоронение отходов производства и потребления и др.
Главная задача в таких сложных условиях — наладить устойчивую работу предприятий, выполнить обязательства по инвестиционным программам, социальным обязательствам и запланированным природоохранным мероприятиям. Отсутствие необходимого оборудования и технологий могут вызвать существенные риски в реализации проектов повышения экологической эффективности. Во многих реализуемых и запланированных проектах экологической модернизации уровень использования импортной техники и технологий достигает более 50%.
Особое беспокойство вызывают сложные высокотехнологические компоненты, такие как системы мониторинга и диагностики работы узлов и установок в удаленном режиме. Практически все системы автоматического контроля состояния атмосферного воздуха полностью или в значительной степени работают на импортной европейской элементной базе, китайские аналоги на порядок уступают по производственным показателям, а производство аналогов внутри страны займет существенное количество времени.
Безусловно, есть проекты, ориентированные на отечественные технологии и оборудование, однако и в них уровень импортозамещения и локализации производства не превышает 70-75%. Оставшуюся часть составляют электронные компоненты, аналогов которых нет в России, часто аналогов такого электронного оборудования и программного обеспечения нет и в дружественных государствах. По экспертным оценкам на разработку отечественных аналогов и полную локализацию производства может потребоваться от 5 до 10 лет в зависимости от отрасли.
Попытки реализации «серых схем» ввоза оборудования через третьи страны наталкиваются на отказы из-за опасения вторичных санкций и создания репутационных проблем для публичных компаний. Также очевидно, что даже в том случае, если удастся найти необходимое оборудование, комплектующие и технологии, то на перезаключение контрактов, перестройку логистики уйдёт значительный промежуток времени, за это время могут быть потеряны важные рынки сбыта.
Предпринимаемые Правительством Российской Федерации шаги по повышению устойчивости развития предприятий в сфере экологии и природопользования высоко оцениваются экспертным и бизнес сообществом. Недавно принятым Федеральным законом от 26.03.2022 № 71-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены существенные меры по поддержке промышленных предприятий.
Законом предусмотрен перенос сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, которые не могут быть соблюдены вследствие технологических и иных ограничений, включая перенос сроков квотирования выбросов и сроков внедрения систем автоматического контроля выбросов.
Согласно положениям этого закона предприятиям, получившим комплексное экологическое разрешение (КЭР) до 1 сентября 2022 г., срок установки систем автоматического контроля продлевается на 2 года. Также на 2 года увеличивается срок направления заявок на получение КЭР для объектов I категории, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.
Переносится и срок завершения эксперимента по квотированию выбросов в городах приоритетного списка национального проекта «Экология». В процессе обсуждения такие меры, как внесение поправок в законодательство, направленных на изменение механизмов нормативного регулирования в части комплексных экологических разрешений, создание льготных режимов налогообложения для производителей оборудования природоохранного профиля, внедрение преференций для инвестиционных проектов, направленных на экологическую модернизацию и других возможных мер.
В настоящее время комплексные экологические разрешения получили около 100 крупных промышленных предприятий, относящихся к I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). В течение установленного законом срока после получения КЭР предприятия обязаны все внесенные в реестры источники выбросов (их может быть несколько сотен на крупном предприятии) обеспечить средствами автоматического контроля.
Действующий регламентирующий документ «Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ» предписывает контролировать выбросы по 8 веществам (мелкодисперсная пыль, диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода, фтористый водород, хлористый водород, сероводород и аммиак).
До недавнего времени системы автоматического контроля выбросов в комплексе или стационарные многокомпонентные газоанализаторы, составляющие основу таких систем, закупались, в основном, за рубежом. Естественно, что экологические службы предприятий в настоящее время озабочены поиском импортозамещающего оборудования.
В середине марта Минпромторг РФ запустил новый проект «Биржа импортозамещения». Сервис реализован на электронной торговой площадке «Газпромбанка» с использованием ресурсов действующей государственной информационной системы промышленности (ГИСП).
На этой площадке организовано электронное взаимодействие двух категорий пользователей – Заказчиков и Поставщиков отечественной продукции. Заказчики могут публиковать запросы и проводить закупки импортозамещающих и оригинальных товаров отечественного производства, а Поставщики – предлагать аналоги импортного оборудования и комплектующих, без дополнительных согласований и посредников направлять свои ценовые предложения.
При этом экологические службы многих промышленных предприятий достаточно скептически относятся к возможности эффективного использования оборудования российского производства. Причины этому – недостаточное количество производимого оборудования, довольно низкое качество отечественных аналогов, высокая цена и длительные сроки поставки. Основное отличие — это малосерийное производство, необходимость поиска индивидуального решения для каждого конкретного заказчика, учитывающего специфику производства.
По утверждению производителей основная сложность состоит, в том, что элементная база контрольно-измерительных приборов не производится в России, в том числе, электрохимические сенсоры для отечественных газоанализаторов закупаются за границей. На сегодняшний день в каталоге биржи в разделе «Газоанализаторы и дымоанализаторы» представлена продукция всего около полутора десятков производителей научно-производственного направления, выпускающих продукцию отраслевого назначения.
Такие контрольно-измерительные приборы используются в нефтегазодобыче, энергетике, химическом производстве, сельском хозяйстве. Они позволяют контролировать состав газовой смеси, наличие в воздухе определенных компонентов при протекании технологических процессов, однако не предназначены для использования в системах автоматического контроля состояния атмосферного воздуха, где требуется существенно более чувствительная аппаратура.
Для качественного контроля экологических параметров атмосферного воздуха и метеорологических измерений необходима современная аппаратура: атомно-абсорбционные спектрометры, анализаторы многокомпонентных образцов с погрешностью 0,01 ppm; счетчики аэрозольных частиц размером 0,3-10 мкм, измерители массовой концентрации взвешенных частиц в воздухе (PM10, PM2,5), высокочувствительные газоанализаторы для летучих органических веществ и газовых примесей. У нас есть разработчики такой аппаратуры, добившиеся технического уровня и качества лучших зарубежных аналогов измерительных приборов. Однако необходимы инвестиционные проекты и программы субсидирования импортозамещения для поддержки внедрения и серийного производства.
Фактически сложившаяся ситуация требует принятия серьезных мер, направленных на срочные структурные преобразования, выработку эффективных решений с привлечением экспертов, специалистов практиков, представителей финансово-промышленных групп.
Необходимо провести серию серьезных экспертных обсуждение дальнейших планов работы, провести донастройку государственной политики с целью повышению эффективности принимаемых мер. Скорее всего, потребуется внесение поправок в законодательство, направленных на изменение механизмов нормативного регулирования в части комплексных экологических разрешений, создание льготных режимов налогообложения для производителей измерительного оборудования природоохранного профиля, внедрение преференций для инвестиционных проектов, направленных на экологическую модернизацию и ряд других мер.
Необходимость сохранения тренда на экологизации российской промышленности даже в условиях жесткой санкционной политики принципиально важно, поскольку, во-первых это связано с экологической безопасностью, сохранением экосистемы и качеством жизни и здоровья граждан. Во-вторых, это одно из важных конкретных преимуществ российской продукции на мировых рынках, даже если вектор экспорта продукции будет переориентирован с европейских на азиатские рынки.