Как климат меняет продуктовую корзину
При этом существуют решения по снижению рисков ухудшения качества продуктовКлиматические изменения влияют на урожайность сельскохозяйственных культур во многих регионах планеты, содержание в продуктах нутриентов, что неизбежно приведет к изменению рациона питания людей. О путях решения этой проблемы в материале «Ведомости. Экологии».
Аналитики сходится во мнении, что с самыми серьезными последствиями глобального потепления столкнутся производители продуктов питания в тропических регионах Южной и Юго-Восточной Азии, а также в некоторых областях Африки. Если среднемировая температура повысится на 1,5–2 °C, а количество осадков будет сокращаться, то к 2030–2040 гг. площади для выращивания кукурузы, проса и сорго в мире сократятся на 40–80%, оценили специалисты Всемирного банка.
Тренд на снижение урожайности
По данным проекта Our World in Data, публикующего данные о глобальных проблемах человечества, в период с 2001 по 2010 г. среднемировой прирост продуктивности составил 1,99% против 1,12% в 2011–2020 гг., а в регионах Африки южнее Сахары наблюдалось ее сокращение на 0,12%.
Человечество уже сейчас начинает ощущать последствия изменения климата в производстве привычных продуктов, рассказал директор группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании ДРТ Тимур Турсунов. По его словам, в текущем году эксперты прогнозируют существенные проблемы с урожаем кофе из-за засухи во Вьетнаме, а также третий год подряд мировой рынок какао-бобов будет дефицитным, причем этот дефицит растет.
Как отметил руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» консалтинговой компании Strategy Partners Роман Самойлов, замедление темпов роста урожайности можно наблюдать на примере одной из самых популярных сельскохозяйственных культур – кукурузы. Об этом тренде свидетельствуют данные продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) и министерства сельского хозяйства США (USDA) более чем за полвека. По словам эксперта, наиболее актуальные исследования в области продуктивности почв показывают, что к 2070 г. динамика может существенно ухудшиться. При этом больше всего пострадают такие страны, как Индонезия, Бразилия, Китай, Индия.
Россия также находится в зоне риска: потери от влияния климата на сельское хозяйство страны к 2030 г. могут достичь 1–2% ВВП в год, говорится в исследовании «Сбера» «Мифы и реальность об изменении климата и сельском хозяйстве». Рост засух и обильных осадков ведет к уничтожению большого объема урожая. Так, по вине природных явлений в РФ с 2010 по 2021 г. общая сумма ущерба составила 115 млрд руб. Последствия изменения климата с каждым годом будут становиться более заметными, предупреждают эксперты «Сбера».
С ними согласен и Турсунов. Он привел в пример недавние майские заморозки как фактор риска для сельхозкультур в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях, где был введен в связи с этим режим чрезвычайной ситуации. «Рост количества таких событий приводит к выводу, что важность проблемы изменения климата, а также увеличение заболеваний растений, сокращение биоразнообразия и влияние подобных процессов на общество и бизнес будут только нарастать», – считает эксперт.
Изменения в рационе питания
Последствия климатических изменений неизбежно скажутся на содержимом продуктовой корзины, уверяют эксперты. Одним из значимых эффектов этого процесса станет рост цен на продукты питания на 1–3% к 2035 г., считает проректор по научной работе Финансового университета при правительстве РФ Светлана Солянникова. Повышение стоимости продуктов – следствие сокращения площади земель, пригодных для выращивания зерновых, риса, кукурузы, а также снижения урожайности культур, являющихся основой рациона населения в разных странах. По мнению Солянниковой, эти процессы также приведут к исчезновению отдельных продуктов питания из-за потери биоразнообразия: различные виды сельскохозяйственных культур и водных биоресурсов не смогут адаптироваться к быстро меняющимся климатическим условиям.
По словам Самойлова, в среднесрочной перспективе снижение производительности отдельных видов культур приведет к смещению баланса спроса и предложения и, как следствие, к росту цен. А в долгосрочной перспективе часть сельскохозяйственных земель может стать непригодной для выращивания наиболее чувствительных к изменению климата культур, например рапса. «В результате часть продуктов может не только подорожать, но и выйти из рациона питания массового потребителя», – прогнозирует эксперт.
Пути решения проблем
Расширение географии закупок продуктов, создание запасов там, где это возможно, и управление потребительским спросом – три направления, работая по которым производители, поставщики и ритейлеры, по мнению Турсунова, способны снизить свои риски.
Изменение климата в России может создать условия, в которых ранее недоступные территории, такие как регионы вечной мерзлоты, могут стать пригодны для сельского хозяйства, считает Самойлов. «Освоение этих регионов может стать перспективным в будущем», – отметил он.
Все крупные ритейлеры учитывают климат и его изменения при разработке и актуализации стратегий по устойчивому развитию, фиксируют цели, обусловленные климатом, работают над снижением выбросов, ежегодно адаптируют операционную деятельность к текущим климатическим рискам, рассказала директор по устойчивому развитию X5 Group Мария Подкопаева. «Помимо целей по климату в нашей стратегии мы учитываем и развитие ответственной цепочки поставок», – добавила она.
В частности, чтобы отвечать тренду на изменение продуктовой политики, ритейлеры существенно расширяют продуктовые линейки за счет альтернативных товаров и продуктов, обогащенных полезными веществами, сообщила Подкопаева. Такие товары уже стали для потребителей привычными: это, например, соевое мясо, тофу, сейтан, различные виды альтернативного молока.
Согласно недавним исследованиям Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка (РСХБ), во второй половине 2020-х гг. рынок растительного белка в России будет расти на 3–5% ежегодно, а к 2030 г. его объем достигнет 200 000 т. Объем российского рынка продуктов из растительного белка в 2023 г. составил около 180 000 т. Примерно 60% приходится на молоко, 20% – на заменители мяса, 10% – на сыры, 10% – на другие категории продуктов. По оценкам экспертов РСХБ, в ближайшие пять лет потребление альтернативного мяса составит не более 3% от всей мясной продукции, а спрос на альтернативное молоко может составить 5% от общего потребления.
Роль ритейла
Предположительно ограничение доступа к определенным видам продукции из-за утраты биоразнообразия, снижения качества и питательной ценности продукции может повлиять на ассортимент продуктов, представленный на полках магазинов. Заведующий лабораторией демографии и эпидемиологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Елена Смирнова считает, что сегодня вряд ли можно говорить о серьезном изменении химического состава продуктов и содержании в них нутриентов. Изменения скорее сказываются на сортовом разнообразии продукции растительного происхождения. Она отметила, что на качество продуктов и их пищевую ценность в первую очередь влияют сорт, условия хранения, обработки и транспортировки.
Переход с питания, в котором преобладает пища животного происхождения, на рацион с большей долей растительной пищи скорее даже полезен человечеству, считает Смирнова. Избыточное потребление жиров и недостаточное потребление сложных углеводов приводят к формированию избыточной массы тела и ожирению.
«Сейчас от этого страдает более 60% взрослого населения нашей страны, – пояснила эксперт. – Конечно, никто не призывает переходить на вегетарианство, потому что рацион должен быть сбалансирован и разнообразен, но с учетом вышеобозначенной проблемы повышение доли растительной пищи в рационе – важная для нас задача».
Именно продуктовые сети, по словам Смирновой, могут решить задачу информирования людей о пользе определенных продуктов, а также стать консультантом для формирования здоровой продуктовой корзины и, следовательно, здорового рациона. Один из путей избежать ее обеднения – поддержка локальных производителей и фермеров и локализация сбыта в месте производства. Как рассказала Подкопаева, Х5 делает это через свои специальные проекты – «Фермерский островок», «Агроагрегатор», образовательный проект «Академия фермеров» и др.
Так, проект «Фермерский островок» был запущен в 2022 г. совместно с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. «Он позволяет малому бизнесу продавать свою продукцию, пользуясь трафиком и локацией торговых сетей X5. Сегодня в магазинах X5 действует 43 «Фермерских островка» в 24 регионах», – сообщила Подкопаева.
«Агроагрегатор» помогает малому бизнесу попасть на полки федеральных торговых сетей: решает вопросы, связанные с документооборотом и логистикой, предоставляет склады и собирает фермерскую продукцию, поставляя ее на полки магазинов. По мнению представителей X5, это позволяет расширить пул поставщиков и пополнить ассортимент торговых сетей компании локальной фермерской продукцией. Благодаря «Агроагрегатору» сеть и производитель совместно планируют будущий урожай.
Все больше людей выстраивают рациональный подход к питанию, покупая продукты с натуральным составом, коротким сроком годности, минимальной обработкой, рассказала руководитель управления СТМ сети «Перекресток» Любовь Лесных. По ее словам, многие покупатели интересуются функциональным питанием и продуктами с обогащенным составом. И для них, например, «Перекресток» запустил проект «Твоя Зеленая линия к правильному питанию». Это выделенные корнеры продукции с целевым ассортиментом. До 2025 г. планируется открыть такие корнеры в 150 супермаркетах.
Ритейлеры вынуждены формировать ассортимент с научно обоснованным подходом, учитывающим и потребительские тренды. Так, «Перекресток» планирует применить йодирование выделенной линейки продуктов «Зеленой линии», а также запустил несколько новых видов хлеба, рецептура которых разработана совместно с ГосНИИ хлеба и Российской диабетической ассоциацией. Это цельнозерновой, пшенично-ржаной с инулином, пшенично-ржаной с пророщенными зернами и зерновой протеиновый хлеб, рассказала Лесных. «СТМ «Перекрестка» развивает ассортимент с фокусом на полезности продукта, для того чтобы наш клиент, придерживающийся принципов здорового питания, полностью смог закрыть данную потребность», – отметила она.