Экологи и общественность отстояли заповедные земли
Законопроект, разрешающий строительство в ООПТ, не прошел в первоначальной редакцииЗаконопроект об упрощенных строительных процедурах на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) принят в третьем чтении в версии, которая больше устроила экологов. В первом чтении он разрешал строительство практически любых объектов на заповедных землях без экологической экспертизы.
Помощь экономике за счет экологии
Законопроект 94578-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный в Госдуму Минстроем России и принятый депутатами 6 апреля в первом чтении, фактически разрешал строительство любой инфраструктуры на ООПТ страны и в уникальной экологической системе озера Байкал. Для этого даже не требовалось экологической экспертизы. Документ был разработан в рамках антикризисного проекта правительства, созданного в марте 2022 г., и проходил по ускоренной процедуре.
Законопроект вносил поправки в Градостроительный кодекс, законы об ООПТ, экологической экспертизе, охране озера Байкал и еще в шесть законодательных актов. Принятый в первом чтении документ допускал возможность исключать из ООПТ регионального значения участки для строительства любой инфраструктуры.
В составе ООПТ большую часть составляют именно территории регионального значения. На их долю приходится 86% от общего числа таких территорий и 52% их суммарной площади. То есть из большей части ООПТ могут быть вырезаны участки для хозяйственного использования. Это касается природных и биосферных заповедников, национальных и природных парков, природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и даже ботанических садов. Во многих регионах именно в ООПТ регионального значения охраняются наиболее ценные природные комплексы и экосистемы, места обитания редких животных и произрастания находящихся под угрозой исчезновения растений.
Документ разрешал строительство инфраструктуры в центральной экологической зоне Байкала (в нее входит само озеро и прилегающие к нему территории). Перечень объектов строительства на ней не был ограничен и также не требовал проведения государственной экологической экспертизы проектной документации.
«Это прямой путь к разрушению уникальных экосистем, уничтожению мест обитания краснокнижных видов, повышению рисков техногенного загрязнения и в целом серьезная угроза экологической безопасности страны», — заявила «Ведомости. Экологии» председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина. ООПТ занимают всего 12,5% площади России и меры по стабилизации экономики страны вполне могут не включать в себя вовлечение в хозяйственный оборот этого малого количества земельных участков ценных и уникальных природных экосистем, имеющих охранный статус, уверена Шаройкина. Пространства для развития инфраструктуры и капитального строительства предостаточно и без этих территорий, считает эксперт.
Если бы закон был принят в таком виде, то из региональных ООПТ можно было бы вырезать участки под любые виды инфраструктуры, кроме жилого строительства, говорит представитель «Гринпис Россия» Михаил Крейндлин. «Это мог бы быть горнолыжный курорт, туристическая, спортивная инфраструктура, предприятия по добыче полезных ископаемых, нефтегазовая инфраструктура, любая дорога, — перечисляет эколог. — Все эти объекты сейчас на территории ООПТ строить запрещено».
Отмена необходимости получать экологическую экспертизу, которая была первоначально прописана в законопроекте, усугублялась тем, что в марте 2022 г. вице-премьер Марат Хуснуллин ввел мораторий на отрицательные заключения государственной экспертизы проектной документации. В это же время Главгосэкспертиза разрешила проводить экологическую оценку проектов без экологической экспертизы. «Это означает, что если на ООПТ не проводится экологическая экспертиза, то не проводится вообще никакой, — объяснял Крейндлин. — Это еще и опасно вне зависимости от статуса территории, мы все помним аварию в Норильске в 2020 г.».
Десятки тысяч несогласных
Этот законопроект вызвал большой резонанс. Общественная палата, два комитета Госдумы — по экологии и охране окружающей среды и аграрный комитет — дали отрицательные заключения. Против единодушно выступили три фракции Госдумы — КПРФ, «Новые люди» и «Справедливая Россия». Ученые, блогеры, десятки тысяч людей откликнулись и выступили против, рассказывает представитель «Гринпис».
«Если законопроект будет принят и реализован, первозданные ландшафты будут разрушены, почва и грунт потеряют свои свойства, природная территория будет загрязнена промышленными отходами и нефтепродуктами. Это приведет к гибели многих животных и растений. Попытка выйти из экономического кризиса таким образом погрузит Россию в кризис экологический», — говорилось в письме Шаройкиной председателю комитета Государственной думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергею Пахомову.
«Законопроект не предполагает обязанности осуществления каких-либо компенсационных мероприятий в связи с негативным воздействием промышленной деятельности на природные экосистемы», — писал в своем отрицательном заключении на этот документ глава комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин.
Принятие законопроекта в первоначальном виде может повлечь за собой серьезные нарушения экологических прав граждан и, соответственно, массовые протесты, как это было в Подмосковье, Шиесе, Куштау, предупреждали в «Гринпис».
Документ в изначальном виде противоречил целому ряду ключевых нормативно-правовых документов: это федеральные законы об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, о животном мире, об экологической экспертизе, об охране озера Байкал, Градостроительный кодекс и др., говорит Шаройкина. Борьба против этого законопроекта была не умозрительной: многие заповедные территории уже находятся под угрозой застройки. «Попытки на законодательном уровне разрешить нарушать целостность, осваивать или застраивать ООПТ предпринимаются регулярно. Планов и примеров освоения достаточно много. Красная Поляна, Лосиный остров, Байкал, Лаго-Наки, Волго-Ахтубинская пойма», — отмечает Шаройкина.
Новая редакция
Ко второму чтению экологам удалось добиться внесения поправок в скандальный законопроект. Оно состоялось 19 апреля. В новой редакции документ запрещает возведение и строительство жилья в особо охраняемой зоне вблизи Байкала, а также на всех территориях из списка ООПТ. Требования об обязательной государственной экологической экспертизе также сохраняются.
«На таких территориях будет допускаться только строительство новых социальных объектов, таких как школы, детские сады, медицинские учреждения, нехватка которых наблюдается в населенных пунктах, расположенных в особо защищенных зонах», — говорилось на сайте Госдумы.
Законопроект, принятый во втором чтении, далек от идеала, но в таком виде он не создает угрозы озеру Байкал, которое и так в очень уязвленном состоянии, считает Шаройкина. Новая редакция не допускает изъятия земель из региональных ООПТ, если речь не идет о строительстве и расширении БАМа и Транссиба, что было разрешено и раньше, добавляет председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты.
«К сожалению, в законопроекте осталась возможность строительства объектов магистральной инфраструктуры, включая магистральные трубопроводы, на федеральных ООПТ без экологической экспертизы, — отмечают в «Гринпис Россия». Объектами магистральной инфраструктуры могут быть и автомобильные, и ж/д дороги, и трубопроводы, считают эксперты.
В WWF России уверены, что запрет на изъятие земельных участков из состава ООПТ гарантирует целостность ценных природных ландшафтов: это нужно, чтобы сохранить места обитания и пути миграций животных, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также способность ООПТ поддерживать качество жизни людей.
20 апреля Госдума неожиданно для экологов приняла законопроект в третьем чтении.