Бытовым отходам повысят доходность

Экосбор направят только на утилизацию и раздельную сортировку отходов
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому с 2023 года на финансовую поддержку смогут рассчитывать утилизаторы отходов от использованных товаров, подтвердившие их фактическую утилизацию. Компенсация будет оказываться за утилизированный объем по ставке экосбора по отдельным группам товаров. Нововведение поможет превратить переработку твердых коммунальных отходов (ТКО) из формальной процедуры для галочки в нормальный эффективный бизнес и будет способствовать развитию индустрии, полагают эксперты.

Новые правила

Согласно новым правилам, установленным правительством, средства экосбора будут направляться только на утилизацию и раздельный сбор отходов, сообщает пресс-служба вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. По словам вице-премьера, с будущего года уплаченный предпринимателями экологический сбор пойдет исключительно на строительство и реконструкцию объектов, которые необходимы для деятельности по обращению с отходами, на закупку контейнеров для раздельного сбора ТКО и возмещение затрат на утилизацию. Сейчас средства экосбора направляются еще и на региональные программы по строительству инфраструктуры и в помощь государственно-частным партнерствам при строительстве перерабатывающих мощностей. Новый порядок доведения средств до участников рынка предстоит проработать и утвердить Российскому экологическому оператору (РЭО).

Принятые нововведения объективно напрашивались. Сейчас утилизаторы получают за оказанные услуги лишь часть суммы от экосбора, установленного в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров продукции (РОП), что не позволяет им в полной мере компенсировать затраты на свои производственные процессы. Зачастую это приводит не к фактической утилизации, а к покупке акта о том, что она произошла за сумму, гораздо меньшую, чем фактически требуются для проведения соответствующих работ, отмечают в РЭО.

Имея возможность возместить понесенные затраты по ставке экологического сбора, утилизаторы не станут соглашаться на существенно заниженные стоимости своей работы. Кроме того, для потенциальных инвесторов в предприятия по утилизации создание бизнес-процессов станет понятнее.

«Это очень актуальные и давно назревшие меры, поскольку распыление средств от отчислений за обработку ТКО, которое было нормативно-правовой базой в предыдущей версии, не стимулировало развитие перерабатывающих производств, а позволяло использовать эти деньги на более насущные вопросы с точки зрения органов исполнительной власти, но никак не на развитие инфраструктуры переработки отходов», — говорит директор проектного офиса климатического научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь» Сергей Верховец. По его мнению, дальше в таком курсе двигаться было нельзя, поскольку и ТКО, и промышленные отходы переходят из разряда второстепенного вопроса в первоочередные задачи по утилизации. Новые правила позволят запустить формат создания перерабатывающих производств во всех регионах, а не только в пилотных, как это было раньше. «Надо было принимать такие решения еще вчера», — добавил эксперт.

О региональных решениях рассказал генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Василий Тихонов. «Реформа отрасли по обращению с отходами стартовала в Югре в 2019 году, — говорит он. — Начал свою работу региональный оператор сферы обращения с отходами «Югра-Экология». В пилотных городах введена система двухконтейнерного накопления: влажные (органические) и смешанные сухие отходы, установлены соответствующие контейнеры. В планах окружных властей до конца 2024 создать пять современных комплексных межмуниципальных полигона ТКО с сортировкой мусора. Задача довольно амбициозная, заключены концессионные соглашения, создаются проекты, ведутся строительные работы и поэтому сомнений в реализации планов нет. К 2025 году более 500 тыс. т отходов ежегодно будут обрабатываться на вновь созданных предприятиях».

Решение премьер-министра Мишустина о финансовой поддержке таких предприятий, как считает Тихонов, позволит и далее развивать переработку отходов, выделять из них и перерабатывать большее количество полезных фракций. Разработка типовых проектных решений позволит привлечь инвесторов в мусорную отрасль, поскольку на создание производства потребуется значительно меньше времени и средств, уверен эксперт. «Еще одна задача, которую предстоит решить, это повышение уровня компетентности органов власти, предпринимателей и населения в области мусорной реформы. От возможных мер господдержки, способов привлечения инвестиций до настоящего раздельного сбора отходов», — заключил директор ассоциации «ЖКХ и городская среда».

Правила, по которым будет оказываться финансовая поддержка предприятиям отрасли, будут утверждены Набсоветом РЭО в ближайшее время. Задача при этом стоит следующим образом: в 2023 году обеспечить возмещение затрат на утилизацию отходов, которые будут переработаны в 2022 году. «Принятие постановления — первый шаг правительства по наведению порядка в отрасли, который если не искоренит, то значительно сократит возможности по занижению стоимости услуг по утилизации ниже установленных ставок экосбора», -заявил гендиректор РЭО Денис Буцаев.

Еще одно планируемое нововведение – разработка РЭО методологии и типовой проектной документации по созданию мусороперерабатывающих предприятий и предоставлению ее заинтересованным сторонам. Инициативы РЭО о методологической помощи в работе с ТКО, передаче документации и других данных помогут сформировать новую философию работы с ТКО, считает академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» ВШБ ВШЭ Александр Лебедев.

«Вместо идеи, что проблему мусора должны решать дворники — им за это деньги платят, — у населения постепенно формируется понимание, что мусор не может быть просто перемещен с глаз долой, — поясняет он. — А общая задача общества и государства — способствовать повторному включению мусора в товарооборот. Осознанные потребители стимулируют спрос на товары, созданные с использованием вторичных ресурсов, а государство, через РЭО, делает идеи ответственного потребления привлекательными».

Обещания, что РЭО поделится типовой проектной документацией по строительству предприятий по обращению с отходами, крайне важны, но типовые решения должны быть сформированы для различных масштабов – и для малых перерабатывающих производств, которые могут быть размещены в муниципальных районах, и для крупных предприятий в городе, отмечает Верховец.

«Я думаю, что для крупных предприятий типовые решения будут представлены, а для малых, возможно, нет», — опасается эксперт. Он также считает, что в решение проблемы переработки ТКО необходимо задействовать все механизмы, которые существуют в настоящий момент в регионах по поддержке малого и среднего предпринимательства, которых достаточно много, причем задействовать именно с акцентом на приоритетность вопросов по переработке отходов. «Я думаю, что на сегодняшний момент этого будет достаточно, а через полгода-год можно будет уже дать оценку и принимать решения по новым мерам поддержки», — добавляет эксперт.

По его мнению, нужны дополнительные меры стимулирования – контроль исполнения данных поручений со стороны органов исполнительной власти субъектов РФ, должным образом построенный. «Необходимо провести мероприятия по разъяснению данных норм и повышению уровня компетенции, как органов исполнительной власти, так и предпринимателей, которые в этом формате работают. На местах, как у нас, например, в рамках научно-образовательного центра «Енисейская Сибирь», есть достаточно удаленные регионы, как в республике Тыва, так и в Красноярском крае, которым, конечно, надо объяснить и показать, какие механизмы существуют», — говорит Верховец.

 Вечные проблемы

Проблема переработки отходов для России действительно актуальна. По данным РЭО, ежегодно в России образуется около 60 млн т ТКО. Уровень их утилизации в 2021 году составил 11,6%. К 2030 году российские власти планируют достичь целей, которые обозначены в нацпроекте «Экология». Это сортировка 100% ТКО, и снижение захоронения на полигонах в два раза — до 50%.

По данным регионов, в 2021 году уровень сортировки, составил 40,6%. Это на 10 п.п. выше, чем в 2020 году (тогда цифра была на уровне 30%). Такого показателя удалось достичь благодаря вводу в эксплуатацию новых предприятий. В 2021 году в эксплуатацию в 34 субъектах ввели 61 объект обращения с отходами. Из них 33 объекта сортировки и 11 комплексных объектов с сортировками. Общая мощность объектов обработки, которые ввели в прошлом году, — 5,35 млн т. Общие мощности объектов обработки в стране — 28,9 млн т.

Индекс использования вторичных ресурсов и вторсырья в разных отраслях экономики сильно отличается, но ни в одной отрасли на данный момент не превышает 15%. К 2030 году правительство ставит цель добиться использования 40% вторичных ресурсов в сырье в строительстве, 50% — в сельском хозяйстве, 34% — в промышленности. Для сравнения: в Германии во вторичный оборот вовлекается 68% отходов, в Швеции — 49%.

«Переработка ТКО – отрасль, крайне неравномерно развитая в масштабах страны, единые правила применяются для всей России, но региональные и муниципальные власти, отчасти из-за разницы в финансовом наполнении бюджетов, по-разному реализуют поставленную задачу об увеличении доли переработки ТКО», — отмечает Александр Лебедев.

Сейчас основная проблема отрасли заключается в отсутствии необходимого объема инвестиций в инфраструктуру, полагает Денис Буцаев. Для достижения показателей из нацпроекта, по его мнению, нужно построить большое количество объектов инфраструктуры — около тысячи. При этом за последние три года было создано всего около 100 объектов, то есть текущие темпы развития отрасли крайне низкие. «Чтобы построить 900 оставшихся объектов, по прошлому году требовалось где-то 350 млрд рублей, в новой действительности мы оцениваем необходимую сумму в 550 млрд рублей и, может быть, немного выше», — отметил Буцаев.

В России многие объекты инфраструктуры недофинансированы, высока степень износа объектов ЖКХ, являющих ключевым звеном индустрии переработки ТКО, соглашается Александр Лебедев. Это приводит к низкой производительности труда в индустрии, торможению инноваций, особенно в условиях широкого распространения относительно дешевого, но низкоквалифицированного труда. «В таких условиях вместо механизации и информатизации используется большее количество ручного труда, однако это лишь временно решает локальные проблемы», — уверен Лебедев.

Кроме того, по его мнению, основной проблемой отрасли является трудность сбора и разделения ТКО. Морфология мусора может серьезно отличаться от домохозяйства к домохозяйству и значимо зависит от уровня дохода, поясняет он. Например, в Москве принята двухкомпонентная схема обращения с отходами, согласно которой в синие контейнеры принято складывать «сухие» отходы, а в серые контейнеры — «мокрые», т.е. несортированные, в том числе загрязненные органическими остатками. Если говорить про цифры переработки, то из серых контейнеров удается выбрать 5-7% объема, в синих ситуация лучше, но все равно уровень переработки не превышает 20-25%. Остальное идет на захоронение на мусорных полигонах. «И это в Москве, где концентрация мусора велика, соответственно логистически проще собрать ТКО, выгоднее в близи создать заводы о переработке, так как они будут обеспечены гарантированным сырьем», — резюмирует Лебедев.