«Волго-Ахтубинская пойма»: экологи просят генпрокурора спасти парк от вырубки
Более 25 общероссийских, региональных природоохранных организаций и общественных деятелей направили коллективное письмо Генеральному прокурору России Игорю Краснову. Обращение связано с нарушениями закона при строительстве скоростной трассы через уникальный природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», который входит в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, говорится в сообщении российского Greenpeace.
Парк «Волго-Ахтубинская пойма» был создан в 2000 году на территории северной части Волго-Ахтубинской поймы для сохранения уникального природного ландшафта. В 2011 году пойма стала первым объектом на территории России, включенным в реестр биосферных резерватов ЮНЕСКО. Вокруг поймы начинается зона сухой степи, и дубовых лесов нет на несколько сотен километров вокруг, пишет «National Geographic Россия». Вдоль планируемой трассы пролегают места обитания редких и исчезающих видов животных и растений, в том числе орлана-белохвоста, который занесен в Красную книгу России.
Для строительства трассы вырубят не менее 15 тыс. деревьев, большинство из которых относятся к уникальным пойменным дубам. Под вырубку попадают старовозрастные пойменные дубравы, где возраст отдельных дубов достигает 120 лет. Кроме того, на территории строительства и в зонах его влияния зафиксировано более 80 мест обитания и произрастания объектов особой охраны — представителей флоры и фауны, занесенных в Красные книги. Вырубка дубов и строительство трассы нанесет непоправимый вред экосистеме поймы, убеждены экологи. Если проект трассы реализуют, погибнут несколько десятков тысяч деревьев, изменится гидрологический режим и будет разрушена уникальная экосистема поймы.
Площадь строительства третьего пускового комплекса моста через Волгу, которое будет производиться в два этапа, занимает 163,99 га, то есть около 0,11% площади всего природного парка, сообщает ИА «Волга-Каспий» со ссылкой на данные Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры. Земли лесного фонда в границах будущего объекта составляют 53,21 га. На этапе первого этапа строительства будет затронуто 25,17 га, на втором этапе строительства третьего пускового комплекса – 28 га. Из указанных земель лесного фонда покрыты лесной растительностью 42,9 га, в том числе 22,2 га занимают дубравы.
В письме к генпрокурору, в котором экологи призывают защитить этот уникальный объект природы от разорения, авторы указывают, что строительство дороги, включая рубку леса и уничтожение среды обитания краснокнижных видов, нарушает федеральное законодательство — Лесной кодекс, федеральные законы «О животном мире», «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», уголовный кодекс РФ и др.
Авторы письма напоминают, что существует альтернативный вариант дороги, позволяющий сохранить природный парк, за который выступили Росприроднадзор и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Однако Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, куда неоднократно обращались жители и экологические организации, не принимает эффективных мер по пресечению нарушений.
Не защищает интересы природы и Минприроды: ведомство согласовало новое положение о парке, разрешающее вырубку дубов для строительства дороги. На это решение ссылается Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. «Они почему-то забывают, что в положении сохранился запрет на уничтожение растительности, изменение гидрологического режима, нарушение среды обитания краснокнижных животных, растений и грибов», — отмечает руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин.
Экологи просят Генпрокурору остановить строительство, привлечь виновных за нарушения закона к ответственности и способствовать рассмотрению альтернативных вариантов строительства трассы.
Среди подписавших обращение — природоохранительная комиссия Русского географического общества, Российский социально-экологический союз, экоцентр «Заповедники», Центр охраны дикой природы, движение ЭКА, российское отделение Greenpeace и другие экологические организации из разных регионов России. Также свои подписи поставили председатель Общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов и член Общественного совета при Минприроды России Александр Федоров. Петицию за сохранение поймы подписали уже более 50 тыс. человек.