Байкальская туристическая аномалия
Отдыхающие у «славного моря» получают массу ярких впечатлений и оставляют горы мусораВ последние годы туристический поток на Байкал устойчиво растет. Вокруг озера бурно развивается индустрия гостеприимства, появляются новые современные отели и курорты, расширяется линейка развлечений. Однако у этого бума есть и обратная сторона – вдоль берегов растут горы пластика и стеклянных бутылок, загрязняется вода, погибает байкальская губка. Спасти уникальную природу и сохранить рабочие места могла бы зеленая повестка, стимулирующая местных предпринимателей развивать экологический туризм.
Взгляд ЮНЕСКО
Запасы пресной воды в Байкале, получившем от ЮНЕСКО почетный статус «объекта всемирного природного наследия», оцениваются в 23 000 куб. км. Такой подарок от природы не имеет ни одна страна. И российские власти хорошо это понимают. В 1999 г. был принят специальный закон «Об охране озера Байкал», запретивший вести капитальное строительство (в том числе отелей, дорог и причалов) в центральной экологической зоне Байкала. Ее размер (89 тыс. кв. км) впечатляет, она в два раза больше площади Швейцарии. Позднее стартовали федеральные проекты «Сохранение озера Байкал», «Сохранение биологического разнообразия и развития экотуризма» и другие.
В этом году заработала система мониторинга уровня антропогенного воздействия на озеро и близлежащие территории. Минприроды был поручен контроль за состоянием флоры и фауны, Росгидромет назначен ответственным за сбор данных о состоянии воздуха, почвы, поверхностных вод и радиационной обстановке, Рослесхоз должен следить за пожарами. Реализуются региональные проекты по развитию туристической инфраструктуры и в Приангарье и Бурятии, которые окружают Байкал с запада и востока, соответственно.
Взгляд с западного берега
Как сообщила руководитель агентства по туризму Иркутской области Евгения Найденова, в прошлом году в регион приехало 1,7 млн российских туристов, иностранцев среди них почти не было. В этом году с учетом повышенного зимнего спроса, ожидается увеличение турпотока еще на 20%. Большой популярностью пользуются Большая Байкальская тропа, пешие маршруты по льду Байкала и скальникам Олхинского плато. Областное правительство сформировало паспорта развития прибайкальских территорий Ольхонского, Иркутского и Слюдянского муниципальных районов и отдельных кластеров («Тальцы», «Большое Голоустное», «КБЖД», «Хужир-Малое море»).
В последние годы открылось несколько экотелей, модульных гостиниц и экопарков («Таловское», Типпи «МыСтобой», «Долина мечтателей», Ферма «Саянский марал»). «Особо выделяется высококлассный экопарк «Южный Байкал», расположившийся среди живописных горных озер на южной границе Иркутской области и Бурятии. На территории 250 га создано четыре целевые локации, одна из них, «Мыс капитанов», находится в Бурятии. «Частные инвесторы экопарка не пожалели денег и проявили бережливое отношение к природе: основательно почистили водоемы, запустили мальков, оборудовали пляжи, построили коттеджи и купели в скандинавском стиле, которые гармонично вписались в пейзаж», – рассказывает эксперт по туризму Агентства стратегических инициатив (АСИ) Амалия Акопова. «В целом, инфраструктура экотуризма на Байкале развита слабо. Но, учитывая уникальность сибирской природы, потенциал ее развития огромен», – заключила она.
Отметим, что вклад частного бизнеса в экотуризм на Байкале пока невелик. В основном, предприниматели предпочитают строить модульные отели (если повезет получить целевой грант), кафе, рестораны, инвестируют средства в магазины и сервисы по организации экскурсий на прогулочных катерах и автомобилях: на внедорожниках – для богатых клиентов, и на уазиках-«буханках» – для остальных. При этом львиная доля финансирования в создание туристической инфраструктуры идет через госструктуры. Так, в марте 2023 г. правительство РФ выделило Росатому 7 млрд руб. на ликвидацию отходов бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). За 50 лет его работы вокруг города Байкальска в 14 шламонакопителях образовалось 6,5 млн т твердых и жидких отходов, которые могут попасть в озеро. Планируется, что работы начнутся на Бабхинском полигоне, где хранятся твёрдые бытовые отходы, золошлак, и на очистных сооружениях.
Взгляд с восточного берега
В отличие от богатого Приангарья, на территории которого находятся десятки крупных заводов в Иркутске, Братске, Ангарске, Усть-Куте, Саянске, Усолье-Сибирское, в Бурятии промышленных предприятий можно пересчитать по пальцам одной руки (Улан-Удэнский авизавод, угольные активы СУЭК). Туризм здесь является важным источником пополнения региональной казны. Возможно, именно поэтому отношение к развитию его экологического направления в Бурятии другое.
В 2022 г. организованный турпоток в Бурятию достиг 490 500 гостей, что на 19% больше, чем в 2021 г. В 2023 г. планируется, что он достигнет 520 000 человек, сообщила заместитель министра туризма Бурятии Баярма Цыдыпова. В республике расположено 84 особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также 264 км экологических троп. Часть из них пролегает по Байкальскому и Баргузинскому заповедникам, Забайкальскому и Тункинскому нацпаркам. Наиболее популярны маршруты до Меркитской крепости и к месту силы у камня «Черепаха». В этом году сеть экотроп пополнят туристические дороги в Горячинск и Аршан.
В республике работает особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Среди ее резидентов можно обнаружить несколько компаний Владимира Евтушенкова. До 2027 г. бизнесмен намерен вложить 11 млрд руб. в пятизвездочный природно-оздоровительный комплекс в бухте «Безымянная». Недавно прошла презентация инвестпроекта по созданию туркластера «Саяны» в селе Выдрино Кабанского района. Компания «Славное море порт» планирует построить здесь отель в 200 номеров.
Большое внимание бурятские власти уделяют утилизации отходов. К 2024-2025 гг. на территории республике планируется построить семь мусороперерабатывающих заводов. Добавим, что после каждого высокого туристического сезона волонтеры проводят «чемпионаты» по сбору мусора в популярных местах отдыха – в поселках Горячинск, Максимиха, Энхалук. Ежегодно добровольцы собирают на песчаных пляжах по 350-400 т мусора, в основном, это стеклянная тара из-под алкогольных напитков, пластиковые бутылки и пакеты.
Взгляд на воду
По оценкам экспертов, в центральной экологической зоне Байкала образовывается более 67 000 т мусора ежегодно. Но если большая часть стекла и пластмассы усилиями экоактивистов и сознательных граждан все-таки добирается до мусорных контейнеров и увозится на свалки, то с микропластиком просто беда. По оценкам ученых, всего за 5 лет, с 2018 г. по 2022 г., среднее его количество в поверхностных водах Байкала увеличилось в полтора раза. При этом байкальский микропластик имеет свою неповторимую специфику – у него очень много волокон. Такая структура вещества обычно образуется в стиральных машинах, после того, когда в ней побывала одежда с синтетическими нитями. Получается, что львиная доля микропластика и остатков моющих средств попадает в озеро после обычной стирки в гостиницах, базах отдыхах и жилых домах местных жителей.
Эту версию подтверждает и нашествие спирогиры в акваториях курортных поселков. За последние пять лет ядовитые водоросли и вредные бактерии из-за применения дешевого стирального порошка и гелей активно расплодились и начали убивать байкальскую губку, активно участвующую в фильтрации воды.
Взгляд из Госдумы
Эффективный способ утилизации микропластика на Байкале пока не найден, а решать проблему нужно комплексно, и требуются нестандартные решения. Например, для микропластика можно построить современные очистные сооружения на мембранных технологиях. Надо только предложить инвестору выгодные условия. Более крупный пластик (бутылки и пакеты) централизованно собирают в контейнеры региональные операторы. И его можно отправлять не на мусорные полигоны, а на вторичную переработку. Потенциальная площадка для этого имеется – АО «Саянскхимпласт» (Иркутская область). Наладить специальную линию по переработке полимеров на ведущем предприятии Сибири по выпуску поливинилхлорида не так уж и сложно.
Также необходимо усовершенствовать систему охраны и штрафных санкций. В минувшем апреле Госдума, наконец, приняла в первом чтении законопроект о запрете на Байкале розничной продажи одноразовых пластиковых изделий (пакеты, сумки, мешки, посуда, столовые приборы и «иные виды товаров одноразового применения из различных видов пластмассовых материалов»). Предполагается, что документ в тертьем чтении будет принят в осеннюю сессию, а новые нормы начнут применяться в центральной экологической зоне Байкальской природной территории с 1 марта 2023 г., а в буферной – с 1 марта 2024 г. Этот законопроект «завис» в Госдуме уже давно. Почему так долго депутаты никак не могут рассмотреть простой, но важный для экологии вопрос – большая загадка. Для сравнения: Монголия, из которой в Байкал впадает река Селенга и другие речки, ввела запрет на импорт, производство и использование всех типов одноразовых полиэтиленовых пакетов толщиной 0,035 мм и тоньше для упаковочных целей в торговле и сфере услуг с 1 марта 2019 г.
Взгляд на Комо
«Деньги, выделенные государством на гигантские мегапроекты целесообразнее распределить на сотни маленьких. Например, создать в курортных поселках на берегу озера современную систему рекуперации органики или заменить там канализационные септики», – полагает председатель Общественного совета Росгидромета Минприроды РФ, председатель Экспертного совета проекта «Экософия» Вадим Петров.
«Никто из частных инвесторов не в состоянии полностью закрыть на Байкале вопрос с канализационными стоками», – считает Акопова. По ее мнению, не нужно «изобретать велосипед»: в мировой туриндустрии есть немало удачных примеров построения модного экокластера вокруг большого озера. Например, озеро Комо на севере Италии, куда на 3-4 дня приезжают на отдых люди, и такой формат отдыха резко снизил антропогенную нагрузку. «Мне кажется, 3-4 дня – оптимальный срок пребывания на Байкале. За это время можно насладиться потрясающей природой, получить массу ярких впечатлений и сохранить природу», – сказала эксперт АСИ. Марина Григорьева, владелица загородного отеля «Баяр», расположенной в Бухте Радости, также считает, что Байкалу срочно нужна передышка: «Основной поток туристов должны принять Иркутск и Улан-Уде, имеющие наработанные экскурсионные программы, а также эко-отели у таежных рек. На Байкал же целесообразно привозить гостей на 3-4 дня, «на десерт»».
Есть куда расти и продуктовой линейке. Так, Амалия Акопова напомнила о востребованности парусных прогулок и лодочных туров по озеру Комо. По ее мнению, Байкал идеально подходит для парусного туризма: здесь всегда можно найти сильные ветры. «В последнее время у яхтсменов наблюдается мода на гидрокостюмы, позволяющие «ходить под парусами» круглый год. На горизонте 10-15 лет Байкал имеет отличный шанс стать серьезным конкурентом зимней Хорватии, где в январе бойко продаются регаты с хорошим ценником», – отметила эксперт.