Весной и летом 2022 г. леса в России горели меньше, чем в среднем в XXI веке

В этом году огонь прошел 3,3 млн га леса
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Пожары в Рязанской области, запах гари в Москве и Подмосковье, массированный десант столичных пожарных и спецтехники в регион и пугающие видео с горящих территорий вызвали большой общественный резонанс. Но в этом году леса горели не так сильно, как в среднем в 2001-2021 гг.

Как утверждает «Гринпис России», крупнейший в средней полосе пожар сейчас наблюдается в Спасском, Клепиковском, Рязанском и Касимовском районах Рязанской области. Его площадь по состоянию на утро 6 сентября 2022 г. составляла около 37 000 га и включала в себя земли лесного фонда, особо охраняемых природных территорий -Окского заповедника и Мещерского национального парка — и некоторые другие. В Рязанской области введен режим ЧС областного уровня, в тушении участвуют специалисты из нескольких регионов России.

А в масштабах страны все не так ужасно. По данным Информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров («ИСДМ-Рослесхоз»), так называемые среднемноголетние масштабы ландшафтных пожаров были превышены только в течение очень короткого периода в начале апреля, а в остальное время их было меньше, чем в среднем с начала века. Общая площадь лесных пожаров на землях всех категорий России с начала года по 1 сентября составила в 2022 г. 8,96 млн га — это на 6% меньше средних показателей за 2001-2021 гг. На покрытых лесом землях горело 5,17 млн га, на 25% меньше средних показателей. Сейчас крупные лесные пожары в большинстве регионов таежной зоны практически закончились, высокий и чрезвычайный уровни пожарной опасности сохраняются главным образом в лесостепной и степной зонах, и продолжает действовать ряд крупных торфяных пожаров в регионах юга лесной зоны.

В прошлом году пожары в разной степени затронули 10,3 млн га, т. е. 1% территории, занимаемой российскими лесами, и этот показатель велик даже для России, располагающей самыми большими лесными угодьями в мире. «Благодаря оперативному выявлению и ликвидации возгораний с начала года и на сегодняшний день площадь, пройденная огнем в России, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года меньше в 3,1 раза (3,3 млн га)», -передал «Ведомости. Экологии» через пресс-службу заместитель руководителя Рослесхоза Алексей Венглинский.

Волонтеры в помощь

На тушении лесных пожаров в одной только Рязанской области работало свыше 9000 человек, более 2000 единиц спецтехники и 20 воздушных судов, рассказали «Ведомости. Экологии» в Рослесхозе. Источником пожара, вспыхнувшего на территории Окского заповедника, были горельники — поваленные старые сухие стволы деревьев. Огонь быстро перебросился на другой берег реки Пра, пожар угрожал поселкам Диулино и Лесохи.

Волонтеры уверяют, что огонь удавалось тушить не столько за счет «официальных» сил — выручила поддержка добровольцев и местных жителей. «Жители Диулино заметили огонь и прибежали к нам в штаб. Вообще, без местных жителей и МЧС ни мы, ни пожарные вообще ничего не смогли бы сделать. В целом все было организовано хорошо, но иногда, когда из Москвы приезжал очередной высокий руководитель, вся наша работа останавливалась», — рассказал «Ведомости. Экологии» Алексей Бодянский, менеджер по проектным продажам из Звенигорода, добровольно тушивший пожары под Рязанью.

Например, в день визита мэра Москвы Сергея Собянина машина с волонтерами, которую ждали к 10 утра, добралась до места только в 3 часа дня. «Дороги на подъезде к Лесохам узкие, не развернешься. Иногда техники было много, она не могла проехать, ей приходилось сливать воду. Вообще, сил МЧС, пожарных и ГО ЧС из Москвы было многовато, как мне кажется, их работа иногда непонятно как и кем координировалась. Мы, как волонтеры, узнавали об очагах возгорания раньше сотрудников МЧС», — считает Бодянский. По его мнению, если бы на пожарах, подобных рязанскому, были организованы центры оперативной информации, координировать работу федеральных сил и волонтеров было бы проще.

От Москвы до самых до окраин

Как и в прошлом году, этим летом пожарами были захвачены удаленные российские территории в республиках Якутия и Коми, Красноярском крае, Иркутской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО. Считается, что лесные пожары в России проходят два пика. Первый длится с середины апреля по июнь и связан в большей степени с поджогами сухой травы. Второй после небольшого июньского спада наступает в июле и длится до конца августа. В это время лесные пожары вызывают грозы и неосторожное обращение с огнем. «Статистику весеннего пика горимости удалось снизить, убедив население не поджигать траву на полях. Перестали это делать, например, в Амурской области и Забайкальском крае. В целом общая площадь поджогов снизилась на 30%», — говорит руководитель противопожарного отдела «Гринпис России» Григорий Куксин.

Чтобы добавить мотивации чиновникам на местах, в мае Ро-слесхоз и Минприроды пролоббировали президентский указ, обязывающий глав субъектов отвечать за сокращения площадей пожаров в доверенных им регионах. Руководитель Рослесхоза Иван Советников заявлял, что по итогам года ведомство составит «пожарный» рейтинг глав регионов, аутсайдеры которого ответят за провальные результаты. Им может грозить увольнение.

Была ужесточена ответственность и для граждан. В мае были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие увеличение в 2-10 раз штрафов за нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Согласно новым нормам, теперь максимальное взыскание с нарушителей составляет 2 млн руб. Были приняты изменения в Уголовный кодекс, разграничивающие административную и уголовную ответственность за действия, которые привели к лесному пожару.

Зоны контроля тоже нуждаются в тушении

Российским лесам необходимо ужесточение противопожарных мер. «Появление объективных спутниковых данных позволило контролировать достоверность данных о пожарах. Сейчас скрыть истинные объемы пострадавших от огня площадей фактически невозможно», — рассказал «Ведомости. Экологии» заведующий лабораторией методов спутникового мониторинга наземных систем Института космических исследований Сергей Барталев.

За последнее десятилетие активно горели леса в так называемых зонах контроля — на труднодоступных территориях севера России, Сибири и Забайкалья, куда невозможно оперативно, за три часа доставить ни технику, ни пожарных. В зонах контроля пожары тушат редко из-за дефицита бюджета регионов, хотя к этим лесам относится почти половина российских лесов.

Эти территории малонаселенные и труднодоступные, лесные пожары там чаще всего не тушат, только наблюдают за ними из космоса. Сейчас зоны контроля существуют в 18 регионах, их площадь составляет 505,4 млн га, что соответствует 44% общей площади лесного фонда России. Кроме зон контроля, по сути, не охраняемыми от огня являются также леса на сельскохозяйственных землях, вместе с зонами контроля они составляют более половины от всего российского леса. Но фактически только 25% от площади лесов могут быть отнесены к труднодоступным. «На тушение пожаров в этих зонах бюджетных денег не выделяется, считается, что на этих территориях тушить пожары нецелесообразно: полученный ущерб не так велик, как затраты на тушение. Однако в выделенных на настоящий момент зонах контроля, вопреки всем правилам и здравому смыслу, есть и населенные пункты, резервные леса и даже участки, арендованные для заготовки леса. То есть это бездействие с тушением не из-за труднодоступности территорий, а от безденежья. В условиях хронического недофинансирования регионы на самом деле не могут позволить себе тушить все пожары имеющимися у них средствами и вынуждены выбирать, что тушить, а что — нет», — уверен Куксин.

В регионах лесные пожары в зонах контроля тушат за счет средств местных бюджетов. Например, в Иркутской области к началу сентября 2022 г. общая площадь лесных пожаров на землях лесного фонда составляла 188 000 га, в 2021 г. пожарами было охвачено 414 000 га. «В этом году мы тушили леса и в зонах контроля. Средств не хватило, работаем с Рослесхозом по возмещению кредиторской задолженности», — рассказал «Ведомости. Экологии» министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин.

В этом году приняты новые Правила тушения лесных пожаров, позволяющие сократить зоны контроля в российских лесах примерно на 50%. Однако мера будет бесполезной без дополнительного финансирования, считают эксперты. «Регионам необходимы дополнительные субвенции на охрану лесов, ведь губернаторы не могут повлиять на сокращение площадей пожаров у себя в регионах из-за недостатка финансирования пожаротушения. В итоге пожары тушат в заповедниках, населенных пунктах, но не в лесах, расположенных в труднодоступных частях страны», — резюмировал Куксин.