Шинная пыль убивает лосось

Ученые потратили десятилетия на поиски загадочного токсина, массово убивающего кижуча
Unsplash
Unsplash

На протяжении десятилетий кижуч, возвращавшийся из Тихого океана в ручьи Пьюджет-Саунд в штате Вашингтон для нереста, погибал в больших количествах. Никто не знал почему. Ученые, работающие над разгадкой тайны массовых смертей, лососевых, заметили, что они случались после проливных дождей. Токсикологи заподозрили пестициды, так как основной ручей, который они изучали, проходил через поле для гольфа. Но никаких следов пестицидов обнаружено не было. Также они исключили болезни и нехватку кислорода. Первый прорыв в изучении причин смертей произошел, когда исследователи проверили один из стоков с близлежащей дороги, и подвергли его воздействию тестового лосося. Рыба умерла через несколько часов. Об этом рассказывает The Guardian.

«Необходимо было выяснить, что могло быть в этой ливневой воде», — рассказала доцент кафедры водной токсикологии в Университете штата Вашингтон Дженифер Макинтайр, которая провела 15 лет в поисках того, что убивало кижуча. Оказалось, что это были частицы автомобильных шин — плохо изученный, но вездесущий загрязнитель. Они содержат токсичное химическое вещество, известное как 6PPD-хинон, которое добавляется в шины, чтобы предотвратить их разрушение.

Фрагменты шин, состоящие из синтетических каучуков, наполнителей и смягчителей, а также частиц дорожного покрытия, ученые-экологи считают одним из самых значительных источников микропластика в океане. Образующиеся при разгоне и торможении, они рассеиваются с дорожного покрытия осадками и ветром. Стоки с дорог попадают в ливневые стоки, а затем в реки и море. В 2017 году Международный союза охраны природы оценил износ шин как второй по величине источник первичного микропластика в океане (28%) после синтетических текстильных волокон (35%). Частицы износа шин встречаются повсеместно. Средняя шина теряет 4 кг за свой срок службы. Ежегодно выбрасывается около 6 млн т частиц шин, которые обнаруживаются практически везде — от морских глубин до атмосферы, даже в Арктике и Антарктике.

И дальше будет только хуже. Пыль от шин и автомобильных тормозов будет продолжать загрязнять воздух, реки и, в конечном счете, море, даже когда автопарк станет электрическим. В январе этого года было опубликовано исследование, в котором говорилось о том, что 6PPD-хинон оказался «более токсичным, чем предполагалось ранее» для кижуча, и его следует классифицировать как «очень высокотоксичный» загрязнитель для водных организмов.

Эдвард Колодзей, адъюнкт-профессор Вашингтонского университета и соавтор исследования смерти кижуча, цитирует китайское исследование, показывающее, что пыль от шин является важным фактором загрязнения воздуха в городах: «Рыбу убивают не только стоки с дорог и ливневые воды, попадающие в реку, но и неизвестные или плохо изученные химические вещества, присутствующие в этих вещах, которые попадают в наши легкие». Колодзей обеспокоен серьезными пробелами в знаниях людей о влиянии тысяч химических веществ на окружающую среду. «Мы производим 300 тыс. химикатов, из которых от 20 тыс. до 30 тыс. используются наиболее часто. От 90% до 95% химических веществ не подвергались оценке того, как они влияют на окружающую среду. Все эти химические вещества являются частной, конфиденциальной деловой информацией. Когда вы идете и покупаете такой продукт, как шина, вам не говорят, какие химические вещества в нем содержатся», — сказал он.

При этом шинная промышленность с оборотом $264 млрд в год противопоставляет научным исследованиям износа шин собственные исследования. Проект Tire Industry Project, орган, представляющий 10 производителей шин, включая Goodyear, Michelin и Pirelli, за последнее десятилетие заказал несколько исследований, в результате которых был сделан вывод о том, что частицы износа шин не представляют опасности для окружающей среды и здоровья. Гэвин Уитмор, менеджер по связям с общественностью Tire Industry Project, не согласен с тем, что износ шин является основным источником микропластика в океане. «Мы обнаружили, что максимум 2–5% частиц износа шин достигает океана», — сказал он, сославшись на исследование, опубликованное в 2018 году по заказу Европейской ассоциации производителей шин и каучука. Однако экологические группы поставили под сомнение независимость этого исследования.