Рослесхозу добавят контрольных функций

Из федерального агентства он превратится в службу
Unsplash
Unsplash

Минприроды предлагает правительству преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в Федеральную службу по надзору в сфере лесного хозяйства, наделив ее расширенными контролирующими полномочиями за региональными органами исполнительной власти, отвечающими за сохранность и воспроизводство российских лесов. Эксперты считают эту меру верной, отмечая, что, государство собирается усилить контролирующие функции в управлении лесными ресурсами и уменьшить прямую вовлеченность в хозяйственную деятельность, передав ее арендаторам.

О том, что в России появится еще одна федеральная надзорная служба, чьей специализацией станут проблемы лесного комплекса, «Ведомости. Экологии» сообщил курирующий лесную отрасль замглавы Минприроды, бывший руководитель Рослесхоза Сергей Аноприенко. «Работа идет. Будет не министерство, а служба. По ее (вице-премьера Виктории Абрамченко. – «Ведомомст. Экология») поручению. Это шаг вперед. К тому же это и поручение президента», — заявил «Ведомости. Экология» Аноприенко.

В пресс-службе Минприроды сообщили, что совместно с Рослесхозом подготовили и направили предложения в федеральное правительство. «Во исполнение поручений президента Российской Федерации проводится передача на федеральный уровень полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда, сохранив при этом полномочия по осуществлению лесной охраны за субъектами России. Предложения были направлены и в настоящее время прорабатываются в правительстве Российской Федерации», — заявили «Ведомости. Экологии» в пресс-службе Минприроды.

Появление новой надзорной службы над российским лесным комплексом – необходимый шаг в процессе совершенствования госполитики в сфере управления российскими лесами, говорят чиновники. Несмотря на то, что по закону российские леса являются государственной собственностью, федеральные органы власти, хотя и в курсе проблем российского лесного комплекса, полными сведениями об этих проблемах фактически не располагают. Причина в том, что в лесной комплекс входят и лесное хозяйство, за которое отвечает Минприроды, и лесная промышленность, за которую отвечает Минпромторг. «К сожалению, за много десятилетий сформировалось потребительское отношение к лесу. <…> Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа. При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу. Должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа», — говорила в конце 2020 года Абрамченко.

Почти 70% территории России покрыто лесами, она обладает пятой частью лесных запасов планеты, уступая по этому показателю только Бразилии. Около 200 млн га российских лесов переданы в аренду для заготовки древесины. По данным Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов (ЦЭПЛ), ежегодно вырубается больше леса, чем восстанавливается. В лесовосстановлении сегодня, по самым скромным подсчетам, нуждаются более 35 млн га вырубленных лесов.

В целом Рослесхоз является одной из неоднозначных государственных федеральных структур, поскольку сейчас не обладает надзорными и контрольными функциями за лесными массивами — этими правами закон в 2007 году наделил профильные региональные министерства лесного хозяйства, которые сейчас имеют право распоряжаться лесом как сырьевой базой и заключать сделки по всем коммерческим процессам с древесиной. Региональные министерства лесного хозяйства обязаны вести лесной реестр надзор, охранять и защищать леса. То есть, функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности, и полномочия по надзору за соблюдением требований российского лесного законодательства фактически находятся в руках регионов. «Такое совмещение на практике давно привело к конфликту интересов руководства Рослесхоза с местными властями. Фактически Рослесхоз, отвечающий по закону за сохранность лесов, сильно ограничен законодательством и на практике никак не может на эту самую сохранность повлиять, ведь мы, профильные министры, принимающие решения по вырубкам или по охране леса, федеральный центр уважаем, но слушаемся все равно главу региона. Ведь по закону уволить руководитель Рослесхоза министра не может, даже если результаты его работы Рослесхозу не нравятся. Но забрать часть этих контрольных полномочий у регионов федеральный центр может, особенно если это решено», — заявил «Ведомости. Экологии» на условиях анонимности глава одного из региональных министерств лесного хозяйства Уральского федерального округа.

Отметим, контролирующие функции главы Рослесхоза ограничены законодательно. Например, наказать главу профильного министерства руководитель Рослесхоза может лишь путем вынесения в его адрес представления об увольнении, но решение об отставке все равно принимают главы регионов, получившие это право в 2008 году. Рослесхоз, в свою очередь, с 2014 года оценивает регионы по эффективности исполнения переданных полномочий в области лесных отношений. Оценка ведется по 36 критериям, разделенным на семь групп, таких, как охрана лесов от пожаров, лесной надзор, использование, защита, воспроизводство, сохранение лесов, финансово-экономическая деятельность ведомств. «Ранжирование регионов в рейтинге эффективности проводится на основе показателей, достигнутых по этим семи группам. Представление об отстранении от должности может быть направлено в субъект согласно ст.83 Лесного кодекса в связи с ненадлежащим исполнением переданных полномочий в области лесных отношений. Высшему должностному лицу субъекта надлежит рассмотреть представление и принять соответствующее решение в течение 10 дней с момента его получения, говорят «Ведомости. Экологии» в Рослесхозе. «В отношении руководителей региональных лесных ведомств, работающих долгое время, но из года в год занимающих последние позиции рейтинга, а также тех, чьи показатели в рейтинге заметно упали, мы будем настаивать на принятии кадровых решений», — передал «Ведомости. Экологии» через своего представителя руководитель Рослесхоза Иван Советников.

Эксперты отмечают, что вряд ли Рослесхоз стремится тотально контролировать работу региональных лесных министров. «Советникову незачем напрямую руководить региональными министрами — это лишняя ответственность, которая ему не нужна. А нужно ему, чтобы региональные власти несли ответственность за сохранность лесов, причем и материальную тоже. Ведь бюджет Рослесхоза небольшой, не больше 50 млрд руб., это копейки в масштабах экономики страны. Но в своем нынешнем виде контролировать региональные министерства лесного хозяйства Рослесхоз не может, для этого нужна реформа», — рассказал «Ведомости. Экологии» еще один региональный министр лесного хозяйства.

Расширение контролирующих функций Рослесхоза, затронет управление лесными ресурсами, а не региональными чиновниками, говорят эксперты. «Скорее всего, государство собирается усилить контролирующие функции в управлении лесными ресурсами и уменьшить прямую вовлеченность в хозяйственную деятельность, передав ее арендаторам. Вероятно, что часть хозяйственной деятельности по реализации экологических, рекреационных и климатических функций лесов, а также в области охраны лесного биоразнообразия и управления резервными лесами могут быть переданы одной или нескольким госкомпаниям. Хозяйственные функции передадут хозяйствующим субъектам — частному бизнесу и госкомпаниям, а государство в лице новой структуры будет контролировать арендаторов лесных участков по выполнению, взятых обязательства: по выращиванию и заготовке древесины – в случае лесопромышленной аренды, по сохранению биоразнообразия, накоплению углерода, снижению горимости лесов, рекреационному использованию и т. п. – в случае экологически и/или климатически ориентированной аренды», — говорит «Ведомости. Экологии» руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц.

Другие эксперты считают, что появление новой надзорной службы в сфере лесного комплекса может усилить контроль за лесом, как за экологической системой, которая за последние 15 лет сильно деградировала из-за высокой антропогенной нагрузки. «Логично будет наделить новую надзорную структуру полномочиями по контролю за биоразнообразием в лесах, за состоянием почв, за состоянием животного мира — этим сейчас ведает Росприроднадзор. Тогда новая надзорная структура в лесной сфере сможет управлять лесом как биоценозом, выполняя и фитосанитарные функции. Пока что этими вопросами толком никто не занимается, а Рослесхоз следит за тем, что лесам мешает превратиться в спиленный лес, то есть, в бревна. Эта функция больше промышленная, нежели экологическая», — говорит «Ведомости. Экологии» экс-депутат Государственной думы, эколог Максим Шингаркин.