«Иностранные коллеги предпочитают снимать фильмы про мучения эскимосских охотников»

Профессор МГУ — о будущем арктической повестки России
freepik.com
freepik.com

Александр Пилясов, генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга», директор центра экономики Севера и Арктики, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова

— Как Россия будет развивать арктические проекты и программы в условиях санкций и приостановки ее членства в «Северном измерении» и Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР)?

— Проекты, которые финансируются через «Баренц-регион» (имеется в виду СБЕР. «Ведомости. Экология»), приостановлены. Это во-первых, продолжающиеся проекты, которые были начаты ранее. и уже финансировались через «Баренц-регион». Их нужно завершать за счет российских средств, как правило, из бюджетов регионов России, входящих в «Баренц-регион»).

Во-вторых, запланированные новые проекты. Они подвешены и их судьба — это вопрос терпения, выдержки, определенного постепенного лоббирования через руководящие органы «Баренц-региона». Вероятно, это будет возможно после основных событий спецоперации на Украине. Аргументы: общая потребность в них есть не только у России, но и других стран организации; софинансирование российской стороны и др.

Что касается проектов, которые ведут российские корпорации, например стройка Обского газохимического завода «НоваТЭКа» и др., то их судьба — это вопрос устойчивости спроса потребителей в России и на азиатских рынках. Здесь каждая компания ищет индивидуально пути адаптации к антироссийским санкциям.

— Какие арктические проекты и программы по сохранению природы, изучению климата и сокращения выбросов в атмосферу Россия продолжит развивать в этом году?

— Все проекты, которые предусмотрены действующими госпрограммами по экологической безопасности и охране окружающей среды, будет исполняться. Пока никакой их корректировки не было. Что касается компаний, то «Норильский никель» свою «серную программу» по радикальному уменьшению выбросов оксида серы в атмосферу, также сохранил.

— Какие программы будут закрыты? Что будет происходить с арктическими инициативами в рамках нацпроекта «Экология» в новых условиях?

— Мое представление, что как раз по экологической составляющей, ввиду значительной озабоченности иностранных партнеров этими вопросами, Россия будет аккуратно исполнять свои международные и национальные обязательства по их финансированию и институциональной поддержке. Зачем создавать новые проблемы во взаимодействию с иностранными партнерами по Арктике?

— Какие у вас прогнозы по сохранению финансирования этих проектов? О каких суммах сейчас идет речь?

— Точные цифры дать не готов, потому что они будут зависеть от общего выполнения утвержденных бюджетных обязательства, или, наоборот, от радикальности корректировки бюджетных строк на 2022 год.

— Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, глава комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов в недавнем интервью Newsweek заявил, что отказ западных государств от сотрудничества в Арктике угрожает накоплением опасностей и вызовов мягкой безопасности в регионе. Что подразумевается под этим? Входит ли в число этих опасностей экологические и климатические проблемы, например, и какие?

— Конечно! Николай Корчунов хочет подчеркнуть, что торможение России в выполнении ее экологических и климатических обязательств будет вредно для всего циркумполярного сообщества. Дело кончится тем, что Россия пригласит в союзники азиатские страны и с ними вместе будет обсуждать арктическую экологическую повестку.

Традиционные для проработки проблемы: как изменения климата, затрагивают промыслы и оленеводство коренных малочисленных народов Севера. Нужно ими заниматься, а иностранные коллеги предпочитают снимать красивые короткометражные фильмы про мучения эскимосских охотников, которым нужно теперь добираться до мест промысла на судах, а раньше можно было на нартах.

Удивительно, как сильнейшие озабоченности климатической и экологической повесткой в Арктике, о которой наши иностранные коллеги говорили на каждой международной конференции, тут же ушли, забытые напрочь, потому, что возникли соображения политической целесообразности временно не сотрудничать с Россией по всем темам арктической повестки. И судьба коренных народов и изменений климата в Арктике, которые можно решать только вместе, уже никого не интересует.