Леса не вытянут весь углекислый газ
На который рассчитывает стратегия низкоуглеродного развития РоссииСтавка государства на лесоклиматические проекты (ЛКП) для реализации зеленого энергоперехода неэффективна, большинство таких проектов не даст углеродных единиц, так как ЛКП они не являются. Такие выводы содержатся в исследования ученых Института географии РАН и Центра ответственного природопользования. Ученые подчеркивают, если стратегия низкоуглеродного развития России (СНУР) будет реализована в нынешнем виде, высок риск того, что не будут привлечены инвесторы из не лесных отраслей в лесные проекты. Они просто не принесут им прибыли.
Согласно целевому сценарию СНУР, принятой в октябре прошлого года, углеродной нейтральности российская экономика должна достичь к 2060 году. Для этого помимо всего прочего разработчики предлагают снижать выбросы парниковых газов в объеме около 1% ВВП в 2022–2030 годах и до 1,5–2% ВВП в 2031–2050 годах за счет сохранения и увеличения поглощающей способности лесов и иных экосистем. В документе говорилось, что 1200 млн т СО2-эквивалента будет нейтрализовано за счет лесов и 900 млн т — за счет улучшения технологий к 2060 году.
«Реальный потенциал ЛКП существенно ниже, чем в это показано в СНУР. Говорится, что поглощение парниковых газов (ПГ) лесами нужно поднять с 535 млн т СО2 до 1200 млн т СО2 к 2050 году, т. е. на 665 млн т за счет климатических проектов. Наша оценка потенциала климатических проектов — 200 млн т СО2-эквивалента при себестоимости до $30 за тонну (глобальные оценки себестоимости в ЛКП дают $10- 40). Т.е. либо климатические проекты в лесу будут проводить любой ценой, либо это все не будет реализовано», — говорит «Ведомости. Экологии» один из авторов исследования, заместитель руководителя Центра ответственного природопользования Андрей Птичников.
В исследовании сказано, что предложенные в списке стратегии климатические проекты в части лесовосстановления, борьбы с вредителями лесов, с лесными пожарами относятся к лесохозяйственным, в отличие от зарубежных стран, где ставка делается на проекты по сохранению лесов и по восстановлению экосистем. Кроме того, авторы стратегии предлагали использовать для ЛКП 100% резервных лесов, где хозяйственная деятельность не ведется, но риски возникновения пожаров высоки. Однако на практике в таких лесах можно реализовать только отдельные виды лесных проектов, так как там отсутствуют дороги, техника и кадры для реализации климатических проектов. «Данные по управлению ЛКП могут быть необъективными, ведь мы не знаем, какую методику при расчете использовали авторы этого документа, мы просто видим результат работы», — рассказал «Ведомости. Экологии» доцент кафедры региональной экономики и географии РУДН Татьяна Крейденко.
В исследовании сказано, что большинство предусмотренных стратегией климатических проектов ими не являются. По мнению ученых, это проекты по адаптации лесов к изменениям климата, которые в других странах реализуются за госбюджет или благотворительные деньги. В России решили пойти своим путем, хотя, скорее всего, эффекта дополнительно полученных углеродных единиц от этих проектов не будет. Еще один вывод касается проектов, которые Рослесхоз намерен реализовывать вместе с крупными компаниями, о которых руководитель ведомства Иван Советников говорил в апреле в интервью «Ведомости. Экологии». «Мы видим возможности в развитии производства лесопосадочного материала за счет государственно-частного партнерства», — заявил тогда Советников.
Одной из первых компаний, занявшийся ЛКП, стал «Русал». В 2019 году за счет ресурсов компании на участках, относящихся к Среднесибирскому подтаежно-лесостепному району лесостепной зоны, были высажены сосны с плотностью посадки около 4 тыс. сеянцев на 1 га. Эти участки граничили с участками, на которых были высажены березы и осины. «Указанные лесоклиматические проекты «Русала» будут завершены в 2024 году. Говорить сейчас о каких-либо результатах преждевременно», — лаконично прокомментировали «Ведомости. Экологии» в пресс-службе компании.
Ученые, оценив потенциал выделения углерода, аккумулируемого в фитомассе, подстилке, дебрисе, органическом веществе почвы хвойных и лиственных саженцев с помощью математических моделей, считают, что проект «Русала» не даст его инвесторам ожидаемых углеродных единиц. Специалисты ВНИИ гидрометеорологической информации – Мировом центре данных (ВНИИГМИ-МЦД) Росгидромета проанализировали баланс углерода на территории проектов лесовосстановления при отсутствии проекта (базовая линия, естественное возобновление березы и осины) и при их реализации (создание культур сосны обыкновенной) с прогнозом на 50 лет. «Полученные прогнозы на территории проектов по лесовосстановлению в Красноярском крае и Иркутской области показывают, что достигнутый уровень выбросов больше, а уровень поглощения меньше при реализации проекта по сравнению с базовой линией. В связи с этим прогнозируется антропогенный нетто-выброс диоксида углерода. С точки зрения поглощения СО2 в полученном горизонте прогнозирования (50 лет) создание лесных культур сосны менее эффективно по сравнению с естественным возобновлением, однако осуществление проектов по искусственному лесовосстановлению может иметь существенное значение для воспроизводства ценных лесных ресурсов», — заявил «Ведомости. Экологии» заведующий отделом Института глобального климата и экологии им. Ю.А. Израэля Владимир Коротков. Он добавил, что в таких проектах нельзя использовать саженцы сосны, поскольку у них высокая стоимость и повышенная горимость, к тому же они плохо удерживают углерод в почве. Ученый рекомендует создавать лесные питомники со смешанными культурами с закрытой корневой системой, высаживать ольху и бобовые.
Примут ли к сведению рекомендации ученых при реализации ЛКП другие компании, выяснить не удалось, что настораживает, ведь они пока реализуются без учета климатических критериев, которые, как ожидалось, разработают еще прошлой осенью, однако до сих пор этот вопрос остается открытым. «Документ, утверждающий критерии климатических проектов, разрабатывается Минэкономразвития. В настоящее время Рослесхозом и Минприроды подготовлен законопроект, который проходит обсуждение в установленном порядке. Он будет учитывать продолжительность осуществления таких проектов и необходимость регулирования лесохозяйственных мероприятий при их реализации. Разработки каких-либо отдельных специальных стандартов для лесных проектов на сегодняшний день не планируется», — заявили «Ведомости. Экологии» в пресс-службе Рослесхоза.
Количество компаний между тем растет. В марте о старте своей лесоклиматической программы объявил «Сибур», который намерен высадить 5 млн деревьев в регионах своего присутствия. В середине мая было подписано дополнительное трехстороннее соглашение между управлением лесного хозяйства Воронежской области, входящем в «Сибур» «Воронежсинтезкаучуком» и Воронежским государственным лесотехническим университетом (ВЛГТУ) им. Морозова. На базе ВГЛТУ был открыт Воронежский карбоновый полигон, на котором будет реализован пилотный климатический проект «Сибура». На сегодняшний день площадь посадок составила уже 56 га, всего за 2022 год на карбоновом полигоне планируется посадить 500 тыс. саженцев берез, тополей и сосен. В перспективе площадь карбонового полигона может составить 2600 га. «Соглашение о сотрудничестве между «Сибуром» и Рослесхозом было подписано в мае, оно закрепляет механизм взаимодействия сторон при реализации климатических проектов в области лесных отношений. Первые замеры и более точные расчеты мы получим после 3-5 лет после старта проекта. Кроме того, развитию климатических проектов будет способствовать утверждение нормативной базы. Совместно с Рослесхозом мы принимаем участие в рабочей группе по разработке нормативно-правовых актов, и видим большой прогресс в этом вопросе», — говорит, советник генерального директора «Сибура», куратор лесоклиматической программы «Зеленая формула» Елена Мякотникова.
Ученые считают, что пока критериев для лесоклиматических проектов нет, существует вероятность их неэффективного выполнения. «Имеется существенный риск привлечения инвесторов из нелесных отраслей экономики в лесные проекты, которые не дадут им отдачи, с последующим разочарованием», — подытоживает Птичников.