Эталонные отходы
С 1 марта 2022 года в России принципиально изменится рынок обращения с особо опасными отходамиВ 2022 году наступает ключевой этап реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» — одного из важнейших звеньев национального проекта «Экология». С 1 марта вступает в действие федеральный закон, согласно которому в России будет осуществляться тотальный мониторинг образования и перемещения наиболее опасных промышленных отходов, наносящих непоправимый ущерб экологии. Цель проекта — обеспечить их переработку, создав мощности для по возвращению ценных вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и предотвратить накопление отходов.
Решение этой задачи неразрывно связано с продолжающейся «мусорной реформой» в России, которая призвана вывести из тени целые рынки по переработке, утилизации и транспортировке твердых промышленных и бытовых отходов. По словам вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, курирующей нацпроект «Экология», это позволит решить «фундаментальную задачу в сфере обращения со всеми отходами». «Чтобы не накапливать более 8 млрд тонн таких отходов, мы создадим комплексную систему вовлечения в оборот вторичного сырья из отходов в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности. Предусмотрен комплекс мер, начиная от регулирования использования вторичных ресурсов до введения экономических стимулов, направленных на сокращение производства продукции с наименьшим коэффициентом переработки», – отмечает она.
По словам вице-премьера, еще с советских времен в России отсутствовала система, позволяющая в полном объеме обезвреживать как накопленные отходы опасных классов, так и вновь создаваемые. Но в 2017 году в соответствии с поручениями Президента РФ Владимира Путина в состав национального проекта «Экология» был включен федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», в рамках которого были приняты решения по реформе законодательства, а также назначен ответственный за выстраивание системы обращения с такими отходами – госкорпорация «Росатом», которая в режиме «одного окна» скоординирует всех участников рынка. Для этих целей 100% дочернее общество госкорпорации «Федеральный экологический оператор» (ФЭО) был назначен правительством единым публичным оператором новой системы обращения с отходами I и II класса опасности.
«Россия действует в этом отношении в соответствии с общемировыми трендами, – говорит Виктория Абрамченко. – Путь, который ряд зарубежных стран проходит более 40 лет, нам предстоит преодолеть гораздо быстрее. Мы применили лучшие зарубежные практики и разработки российских ученых. Начинаем создавать в России уникальную сеть для переработки опасных отходов с возможностью получения продуктов рециклинга. Весь мир пришел к тому, что отходы – это потенциально полезное сырье», – говорит Виктория Абрамченко.
Образец для подражания
Согласно общероссийскому классификатору промышленные отходы, причисленные к I и II классам, характеризуются тем, что их утечка или другой нештатный случай с ними неизбежно приведут к непоправимому ущербу для экономики и природы. Наиболее опасные в этом смысле отходы I класса – это ртутьсодержащие отходы (различные виды люминесцентных ламп, градусники и другие приборы, содержащие ртуть, производственные шлаки и катализаторы) и особо опасные побочные продукты неорганической химии (гальваношламы, отработанные растворы кислот и щелочей). Ко II классу относятся отходы, содержащие свинец, различные типы промышленных и бытовых аккумуляторов, горючие органические жидкие отходы нефтехимических производств. До сих пор вывозом и утилизацией этих видов отходов занимались специализированные операторы, имеющие соответствующую лицензию, однако, адекватной системы контроля за их реальной деятельностью фактически не существовало. В результате значительная часть таких отходов не перерабатывалась, а просто отправлялась на захоронение на полигоны, создавая отложенную экологическую проблему для будущих поколений.
Кроме того, согласно действующему до сих пор законодательству операторы по обращению с отходами I и II классов опасности подают данные об их количестве в уполномоченные органы лишь в заявительном порядке. «Существующая форма статистической отчетности позволяет с ними работать, по сути, только в ретроспективном режиме по окончании истекшего периода, и не дает возможности реагировать на какие-то возможные нарушения и выстраивать эффективную системную работу в режиме онлайн, – рассказывал директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев в ходе тематической конференции «Ведомостей» этой осенью. – В дальнейшем государство вынуждено тратить огромные средства на ликвидацию этого уже накопленного экологического ущерба, по отдельным объектам – десятки миллиардов рублей, что в итоге оплачивается из кармана налогоплательщиков».
Отраслевые эксперты справедливо отмечают, что федеральный проект по созданию системы управления наиболее опасными видами отходов можно считать «образцовым» как по срокам, так и по качеству реализации. Заместитель председателя общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин назвал его «эталонным примером» для реализации других составляющих нацпроекта «Экология». «Дальше мы этот опыт можем распространить на все другие отходы, которые образуются в нашей стране, в том числе на реформу коммунальных отходов, где ситуация достаточно сложная», – отметил он. По его словам, новая система позволит учитывать все виды отходов повышенного класса опасности, четко и прозрачно регламентировать процедуры их обезвреживания, переработки и утилизации, а также полностью исключить образование новых крупных источников накопления экологического вреда.
Рынок в цифровой прозрачности
По данным ФЭО, в новой отраслевой Федеральной государственной информационной системе по обращению с отходами I и II класса опасности (ФГИС ОПВК) будут зарегистрированы около 40 тыс. отходообразователей, а также более 6 тыс. операторов по их утилизации и переработке, в том числе специализированных транспортировщиков отходов. Кроме функций государственного контроля, многофункциональная цифровая платформа позволит участникам рынка полноценно вести договорную работу между собой и обмениваться юридически значимыми документами, также осуществлять выбор ценового и качественного предложения на услуги транспортников и переработчиков отходов.
В рамках нацпроекта «Экология» ФЭО будет отвечать за весь цикл обращения с опасными отходами и контролировать их грамотную утилизацию, что обеспечит равномерную загрузку перерабатывающих фабрик. «Поэтому те предприятия, которые сегодня пытаются вести себя добросовестно в условиях так называемого «серого рынка» и демпинга цен и остаются недозагружены, теперь получат возможность не только эффективно использовать, но и наращивать свои мощности и модернизировать производство», – отметил Андрей Лебедев.
Многие отходообразователи заблаговременно озаботились грядущими законодательными изменениями и приняли участие в практической апробации новой цифровой платформы. Начальник отдела по обращению с отходами управления экологической безопасности «Нижнекамскнефтехима» Светлана Нуриханова рассказала, что ФГИС ОПВК построена на очень схожих принципах, которые и раньше использовались на предприятии, что позволило легко освоить новое программное обеспечение. В июне этого года компания участвовала в заключительных тестах, в рамках которых была отработана вся цепочка обращения с отходами от момента их образования до передачи конечному утилизатору. Компания сформировала электронную заявку на утилизацию люминесцентных ртутных ламп, а автоматизированная система выбрала поставщика услуги – им стал оператор ООО «Промутилизация» из Ульяновска, с которым и был подписан договор с использованием электронной подписи, рассказала она.
В день вывоза отходов каждой партии был присвоен QR-код, представители оператора и заказчика произвели их фото и видео-фиксацию, после чего в электронном виде был сформирован и подписан акт передачи отходов с компанией «Нижнекамскнефтехим». «Как только федеральный оператор или им назначенное юридическое лицо принимает отходы для транспортировки, наша ответственность как отходообразователя на этом заканчивается, – рассказала госпожа Нуриханова. – А руководство компании может быть уверено в том, что отходы будут переработаны высокоэффективно и экологично, а не окажутся размещены где-то в несанкционированных местах».
Справедливое регулирование
Ход реализации нацпроекта «Экология» в части оборота опасных промышленных отходов будет контролировать Росприроднадзор, который наделен соответствующими полномочиями федеральным законом. Как сообщила начальник управления государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия Росприроднадзора Татьяна Кузнецова, ведомство уже получило доступ к ФГИС ОПВК. «Для нас это является еще одним открытым достоверным источником информации, которая позволяет нам, как надзорному органу, полностью контролировать, что происходит с отходами, а добросовестным операторам работать в рамках правового поля», – отметила она. Госпожа Кузнецова также напомнила, что «это не просто какой-то новый механизм, который упрощает и делает прозрачной систему обращения с отходами, а обязательное требование законодательства для каждого образователя этих отходов». «Это не только крупные предприятия, это практически каждый социальный объект, где установлены, например, лампы, относящиеся к повышенному классу опасности, используются ртутные термометры, батарейки», – подчеркнула она, призвав региональные власти и муниципалитеты заблаговременно подготовиться к новым требованиям закона, вступающим в силу 1 марта 2022 года
В «Росатоме» подчеркивают, что введение новой системы обращения с опасными отходами и государственное регулирование тарифов «ни коим образом не ведет к монополизации рынка». «Те предприятия, которые сегодня сами перерабатывают свои отходы, либо в последствии принимают решение, что они будут сами создавать мощности по переработке, будут обязаны просто подавать необходимые сведения в ФГИС ОПВК, чтобы была обеспечена полнота и прозрачность учета, нормирования и контроля данной деятельности. Остальные предприятия будут обязаны передавать отходы единому федеральному оператору, который будет являться своеобразным одним окном для всех субъектов отрасли», – рассказал Андрей Лебедев.
В рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» нацпроекта «Экология» решена не только задача прослеживаемости всех видов опасных промышленных отходов, но и осуществляется моделирование оптимальной логистики для их транспортировки от отправителя к получателю, что приведет к удешевлению перевозки и возможности введения сбалансированного экономически обоснованного тарифа. «Например, если мы говорим про второй класс, то мы видим сегодня ценовые предложения на рынке от 6 тыс. руб. за тонну до 800 тыс. руб. за тонну. Это, конечно, совершенно несправедливый разбег. Поэтому некий понятный средний, а самое главное – экономически обоснованный тариф, который позволяет предприятиям спланировать свои расходы на добросовестную работу по утилизации образующихся у них отходов, очень важен», – отмечает Андрей Лебедев.
Легальные операторы по обезвреживанию, переработке и утилизации опасных отходов поддерживают инициативу нацпроекта «Экология» по наведению порядка в ценах на рынке. По мнению генерального директора агентства «Ртутная безопасность» Петра Мироненко, государственное регулирование тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами «снизит уровень ценовой конкурентоспособности недобросовестных переработчиков и транспортировщиков, допускающих демпинг на рынке услуг по обращению с опасными отходами». «Система позволит обеспечить собственников отходов достаточными данными о легитимных переработчиках опасных отходов, о выданных разрешительных документах, определяющих объем оказываемых услуг. Добросовестным переработчикам это позволит не только сохранить свои позиции на рынке специализированных услуг, но и нарастить объемы переработки за счет повышения спроса», – отмечает он. При этом нелегитимные операторы встанут перед выбором: привести технологические процессы в соответствие с современными требованиями законодательства, отвечающими запросам собственников отходов и правовым позициям контролирующих органов, или покинуть рынок переработки отходов I и II классов опасности, подчеркивает господин Мироненко.
Перевозчики опасных отходов также поддерживают создание и внедрение новой системы регулирования рынка, поскольку это освободит их от огромного количества несвойственных им функций. «Сейчас транспортники занимаются практически всем, чем не желают заниматься полигоны и образователи отходов, – рассказывает генеральный директор транспортной компании «Спецперевозчик» Степан Аксюткин. – Хорошо если вместе с заказчиками, но иногда приходится и самим готовить схемы операционного движения отходов, мы ищем, выбираем и проводим аудит по объектам назначения, нам приходится готовить предложения и обоснования по таре, продумывать основные и запасные варианты логистики со всеми нормативными ограничениями, согласованиями и допусками. А нередко вместо заказчика нам приходится заниматься и всей остальной разрешительной документацией». Законодательные реформы и появление единого уполномоченного федерального оператора, обладающего всеми необходимыми компетенциями в области обращения с опасными отходами, стали неожиданным «подарком от государства» для участников рынка, поскольку «дают нам нужные правила игры и демонстрируют очень практичные механизмы для нашей повседневной работы», подытожил господин Аксюткин.
Экологическая конверсия
Не менее важная задача нацпроекта «Экология» состоит в том, чтобы восполнить существующий дефицит мощностей по переработке и утилизации опасных отходов. Согласно планам нацпроекта, к 2024 году в России будет введено в эксплуатацию семь крупных «экотехнопарков», где будет организована переработка отходов I и II классов опасности. Всего в этом году были получены разрешения на строительство четырех экотехнопарков, которые создаются на территории бывших объектов по уничтожению химического оружия, два из них – в Курганской и Саратовской областях уже строятся. Еще три крупных объекта будут построены «с нуля» – «Восток», расположенный в зоне рекультивации огромного промышленного могильника в г. Усолье-Сибирское в Иркутской области, «Центр» в нижегородском Дзержинске и «Западная Сибирь» в г. Северск Томской области.
Предельная мощность переработки каждого из экотехнопарков «Росатома» составляет 50 тыс. тонн различных отходов I и II классов, что позволит обеспечить базовые потребности страны. По экспертным оценкам, таких отходов в России ежегодно образуется более 350 тыс. тонн, но далеко не все из них могут быть переработаны на отечественных заводах. Разработка федеральной схемы накопления и утилизации опасных отходов в рамках нацпроекта «Экология» позволит уже к 2025 году восполнить эти пробелы. Одновременно это приблизит решение и еще одной амбициозной задачи российского правительства – содействовать переходу национальной экономики на принципы замкнутого цикла и вовлечению в хозяйственный оборот всего объема ценного сырья, которое можно извлечь из всех образующихся в стране отходов.