Добывающая отрасль снижает экологические риски

Как горно-металлургические компании стремятся сократить негативное воздействие на природу

Не секрет, что производственные процессы, включающие добычу, обогащение, плавку и рафинирование металлов, оказывают значительное негативное воздействие на большинство элементов окружающей среды – недра, атмосферу, гидросферу, почву и биоразнообразие. При этом горно-металлургическая отрасль является системообразующей во многих странах мира, в том числе в России. Предприятиям приходится уделять особое внимание образованию отходов производства и обращению с хвостохранилищами, а также выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

Помимо системного загрязнения окружающей среды, характерного для отрасли, в последние десятилетия имели место резонансные промышленные аварии, сопровождающиеся деградацией естественных экосистем. Безусловно, компании ставят себе задачи по предупреждению подобных катастроф, поскольку возмещение ущерба окружающей среде может составить крупную сумму. Приведу в качестве примера АО НТЭК (дочерняя компания «Норильского никеля»). В мае 2020 г. в районе Кайеркан г. Норильска произошел инцидент с разливом дизельного топлива. В качестве возмещения ущерба экологии «Норникель» выплатил 146,2 млрд руб. Судебное решение по этому делу повлекло за собой повышенное внимание к экологической политике не только у «Норильского никеля», но и у других компаний.

Еще одним наглядным примером является разлив красного шлама в Венгрии. 4 октября 2010 г. вышла из строя плотина на венгерском алюминиевом заводе MAL Hungarian Aluminium недалеко от Колонтара. Примерно 1,5 млн куб. м щелочного красного ила и воды прорвалось на территории поселений, сельскохозяйственные угодья и водные объекты. Управление по охране окружающей среды и управлению водными ресурсами Центрально-Задунайского края Венгрии наложило на компанию штраф за нарушение правил управления отходами в размере около 470 млн евро.

Ответом на подобные риски и озабоченность государства и общества является развитие горно-металлургическими компаниями практик экологической ответственности, в том числе в соответствии с международными стандартами. Одной из организаций, разрабатывающей такие стандарты, является Международный совет по горнодобывающей промышленности и металлам (ICMM). В основе принципов, предложенных советом, лежат социальные, управленческие, а также экологические аспекты. К теме минимизации загрязнения можно отнести такие требования как повышение эффективности водопотребления, должная осмотрительность в области управления отходами и хвостохранилищами, вклад в борьбу с сокращением биоразнообразия и изменением климата.

Другой значимой международной организацией, выпускающей стандарты для добывающей отрасли, является Инициатива по обеспечению ответственной добычи полезных ископаемых (IRMA). IRMA разрабатывает стандарты в области корпоративного управления, планирования горно-металлургического бизнеса, социальной и экологической ответственности. Организация публикует широкий спектр экологических требований в области управления отходами, водными ресурсами, сокращения загрязнения воздуха, физического загрязнения (шумового и вибрационного), выбросов парниковых газов, биоразнообразия, экосистемных услуг и охраняемых территорий, управления опасными отходами (соединения цианида, ртути).

В международной практике встречаются также более специализированные стандарты, такие как Глобальный отраслевой стандарт управления хвостохранилищами (GISTM). Он требует от компаний обеспечивать высокий уровень безопасности хвостохранилищ и уделять этому вопросу приоритетное внимание на всех этапах жизненного цикла сооружения, включая стадию закрытия и период после закрытия (это стало особенно актуально после произошедшей в 2019 г. аварии на хвостохранилище компании Vale в Бразилии).

Отмечу, что крупные российские металлурги стараются внедрять у себя требования вышеупомянутых стандартов или их аналогов. Так, например, «Норильский никель» реализует «Серную программу», которая направлена на снижение загрязнения атмосферного воздуха диоксидом серы. Первый этап программы на Кольском полуострове был завершен в 2021 г. В 2022 г. выбросы диоксида серы в Мурманской области снизились на 90% в сравнении с базовым 2015 г. В октябре 2023 г. были запущены новые мощности на Надеждинском металлургическом заводе в Норильске – начались мероприятия по комплексному опробованию первой технологической линии, благодаря чему были утилизированы первые объемы диоксида серы. До конца нынешнего года компания планирует сократить выбросы на 45%. Итоговое число снижения показателей должно составить 90% до 2025 г. от всех выбросов диоксида серы относительно показателей 2015 г.

Ведущая российская золотодобывающая компания «Полюс» также реализует собственную экологическую стратегию и добилась определенных результатов в области сокращения водопотребления. Доля вторично использованной воды в производственных процессах компании по данным 2022 г. составила около 93,22%. Данный показатель был достигнут благодаря системе замкнутого водооборота на рудных активах и позволяет значительно сокращать потребление свежей воды.

Амбициозные цели в области сокращения загрязнения также имеет «Русал». В 2022 г. компания приняла «Стратегию обращения с отходами производства до 2030 г.». Согласно планам, «Русал» обеспечит вовлечение в хозяйственный оборот и переработку не менее 95% отходов алюминиевого и кремниевого производства. Для достижения поставленных целей компания применяет некоторые виды отходов при строительстве шламонакопителей, нефелиновый шлам используется в качестве сырья предприятиями цементной промышленности.

Таким образом, в ближайшие годы актуальность экологической повестки для российских компаний горно-металлургического сектора как минимум не снизится. Однако возможно изменение сроков реализации запланированных программ, в том числе из-за санкционного давления и вызванной этим необходимостью искать новых поставщиков соответствующих технологий, либо разрабатывать такие технологии самостоятельно.