Российский рынок электромобилей будет расти в среднем на 38% в год

Развитие электротранспорта улучшит экологическую ситуацию в регионах

Следование принципам устойчивого развития – один из основных трендов современного мира. Он актуален как для государств, так и для всех участников рынка. При этом транспорт – второй по величине источник глобальных выбросов парниковых газов. Одним из основных решений проблемы загрязнения окружающей среды транспортом является переход на аккумуляторные двигатели.

Электромобили активно входят в жизнь людей по всему миру в последние десятилетия. Однако этот вид транспорта – совсем не новый: в каком-то смысле мы наблюдаем его ренессанс. Если вспомнить историю автомобилестроения, то начиналось все как раз с машин на электродвигателях. А уже после индустрия перешла на двигатели внутреннего сгорания (ДВС).

Сегодня технологии позволяют делать электромобили все более экономичными и удобными, обеспечивать эксплуатацию для решения разных задач практически в любом климате. Это во многом объясняет их глобальное распространение. Но важно не упускать и влияние «хайпа» в этом сегменте. Электромобили – это модно, популярно и интересно.

При этом использование электрического транспорта не отменяет все актуальные проблемы крупных городов. С одной стороны, электрокары экологичны и не производят выбросов, с другой – потребляемая ими электроэнергия в основном производится на основе ископаемого топлива: доля используемой возобновляемой энергии здесь по-прежнему невелика.

Еще один важный вопрос – утилизация аккумуляторов. Сегодня она представляет серьезную экологическую проблему, которая пока не решена. Получение лития, используемого для производства батарей, также сложно назвать полностью экологичным. Сейчас ведущие игроки рынка активно инвестируют в разработку аккумуляторов нового поколения – более емких, дешевых и безопасных для окружающей среды по сравнению с традиционными литий-ионными. Речь, например, идет о твердотельных накопителях без применения лития.

Рост эффективности аккумуляторов двигает вперед весь рынок электротранспорта: фактически достигнут паритет эксплуатации «на одной заправке» с машинами с ДВС. Есть определенные нюансы в скорости зарядки самой модели и в том, как пользователь заряжает аккумулятор. Электрозаправочные станции (ЭЗС) медленной зарядки восполняют батарею за 6–7 часов – такой зарядкой можно пользоваться во время длительных стоянок, в том числе ночью. Быстрые станции заряжают электромобиль за 30–60 минут, но за меньший срок изнашивают батарею. К тому же технология быстрой зарядки пока существенно дороже и менее распространена.

Автопроизводители поддерживают и поощряют внимание к электротранспорту. Один из лидеров и новаторов рынка – компания Tesla, которая постоянно выпускает модели с новыми технологическими опциями. Большинство развитых стран также помогает отрасли двигаться вперед с помощью мер государственной поддержки и регулирования. В Европе электротранспорт развивается и за счет ограничений, например, во многих крупных городах автомобилям с ДВС ограничивают доступ в центр.

Не отстают и развивающиеся страны. Крупнейший в мире рынок электромобилей сегодня – Китай, на который приходится примерно 60% продаж новых электрокаров. Это дает возможность китайским производителям инвестировать в разработки, развитие продукта и технологии, выпускать все больше моделей в различных ценовых сегментах. Активно развиваются рынки Таиланда, Индонезии, Индии и других азиатских стран.

Отечественный рынок электромобилей также показывает динамичное развитие. И хотя мы пока отстаем от мировых лидеров – США, Китая и стран Европы – в абсолютных значениях, темп роста числа электрокаров увеличивается с каждым годом. За 2023 г. в России было реализовано 14 000 новых электромобилей, что почти в пять раз больше, чем годом ранее. В продаже появляются новые бренды, в основном китайские. В феврале 2024 г. половина всех проданных автомобилей была произведена холдингом Geely (флагманский бренд Zeekr). По-прежнему популярны авто от Nissan, Mitsubishi, Volkswagen и Tesla.

Очевидно, что распространение электромобилей во многом зависит от развития сети зарядных станций. В России станции быстрой зарядки развиваются интенсивнее, в том числе за счет субсидий от государства. В 2022 г. количество быстрых ЭЗС выросло на 203%, а медленных – всего на 12%. Предполагается, что только с помощью инструментов господдержки в стране к 2030 г. будет создано порядка 15 000 станций ЭЗС.

Недавно мы провели исследование российского рынка электромобилей и прогнозируем его рост в среднем на 38% в год. Это хороший показатель, но масштабному внедрению электротранспорта пока мешают его высокая стоимость, недостаточное количество информации об эксплуатации и неравномерно развитая инфраструктура, которая тем не менее активно создается в рамках действующей «Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 г.».

Мы проанализировали данные ESG-индекса городов и регионов от «Сбера» и ВЭБ.РФ, а также информацию о количестве электромобилей и инфраструктуры в разных областях страны и нашли интересную корреляцию. В топ-10 рейтинга по фактору «охрана атмосферного воздуха» вошли Московская, Брянская, Белгородская и Рязанская области. При этом Центральный округ – лидер по количеству электромобилей. Ведущие позиции также у Пензенской и Ульяновской областей, расположенных в Приволжском федеральном округе. Он занял второе место в стране по количеству ЭЗС. Второе и третье места по объему парка электромобилей – у Дальнего Востока и Сибири. Их субъекты – Камчатская область, Хабаровский край, Приморский край, Республика Алтай, Республика Бурятия и Магаданская область – вошли в топ-10 ESG-индекса по фактору «зеленая энергетика и энергоэффективность».

На качество воздуха и уровень экологического благополучия влияет множество параметров. И электромобили – не главный фактор, потому что они составляют только 0,08% от всего автопарка РФ. Но они вносят определенный вклад, поскольку существенная часть выбросов в городах идет именно от автомобильного транспорта. Я думаю, выбор электротранспорта и развитие зарядной инфраструктуры для него – необходимые инициативы, которые помогут улучшить экологическую ситуацию в регионах.

Парк электромобилей будет и дальше активно расти, на рынок выходят новые производители, например, принципиально новый российский бренд «Атом». При этом действующие автопроизводители расширяют линейку моделей. Компании продолжат инвестировать средства в отрасль, ожидая хороших перспектив.

Важно понимать, что переход на электротранспорт – достаточно долгий процесс. Во-первых, пользователи в большинстве своем консервативны и не готовы сразу прощаться с ДВС. Во-вторых, парк вторичных продаж для электромобилей пока не сформирован. И число пользователей, которые станут приобретать подержанные транспортные средства, также будет увеличиваться очень постепенно. К тому же пока нет понимания, как рынок электромобилей будет развиваться на горизонте 5–7 лет и с какими проблемами могут сталкиваться владельцы таких машин. 

Сегодня наблюдается тенденция увеличения сроков эксплуатации личного транспорта. Сроки замены парка также возросли. Во многом это связано с экономической ситуацией как в России, так и во всем мире. Есть определенная инерция. К тому же не всегда очевидны плюсы перехода на электротранспорт и возможности его эксплуатации.

И все же мы медленно, но верно двигаемся к тому, что электромобили на дорогах будут встречаться все чаще и чаще. Многие производители уже планируют завершать производство машин с ДВС и увеличивать доли электротранспорта. Не исключаю, что в ближайшие 7–10 лет будут появляться и новые технологические решения, которые добавят комфорта и эффективности. Но в целом электромобили – наше будущее, хотим мы этого или нет.