Дмитрий Кириллов: «Вода первой реагирует на изменения в природных циклах»

Глава Росводресурсов Дмитрий Кириллов о важности ESG-принципов в обращении с водой
Общая задача – это безопасность и устойчивость экосистем, а не очередная стопка бумаг или экологический шантаж
Пресс-служба Росводресурсов
/ Пресс-служба Росводресурсов

Игнорировать требования устойчивого развития с акцентом на сохранение и восстановление природных ресурсов невозможно. Мы чрезмерны в эксплуатации и воздействии на окружающую среду. Остаются ли шансы закрыть свои потребности и при этом сохранить возможности? В этом смысле нефинансовый инструмент – оптика ESG – новая реальность.

О каком бы развитии не шла речь, если мы ориентированы на устойчивость, то имеем право рассчитывать на нее лишь с учетом возможностей природно-ресурсного комплекса и рационального пользования. И здесь всем следует говорить на одном языке, пользоваться единой метрикой. Более того – иметь планы на разные сценарии развития климатической ситуации. Шоки кризисов, которые фиксировались ранее примерно раз в десять лет, сегодня возникают в четыре раза чаще.

Вода с точки зрения ESG-метрики прошивает все три компонента рейтинга.

По направлению «Е» ее роль однозначно ясна. Из-за постоянного роста температур опасные природные явления учащаются в регионах, для которых они были характерны, и возникают там, где до этого не наблюдались. Да, именно вода первой реагирует на изменения в природных циклах. В своей систематической деятельности мы решаем задачи климатической адаптации. Это и переброска стока в вододефицитные бассейны, и строительство инженерии для защиты от наводнений, и повышение водообеспеченности за счет новых гидросооружений. Запрос на такие мероприятия с каждым годом растет.

Огромная социальная роль воды отражена в направлении «S». В связи с тем, что она является компонентом практически всех жизненно важных циклов человеческого существования, ценность ресурса становится все выше. Во-первых, это касается здоровья: без воды нет жизни. Ее наличие и качество влияют на демографические показатели: уровень смертности, миграционный прирост. К слову, эксперты не первый год говорят о климатической миграции. Во-вторых, практически во всех товарах – как в промышленных, так и в сельскохозяйственных – есть составляющая воды. С точки зрения социального развития от водного фактора зависят расходы на питание и ЖКХ.

Совершенно точно ясно – чтобы сохранять устойчивость отраслей, всем пользователям воды нужно рационально ее расходовать, внедрять сберегающие технологии в наиболее водоемких секторах экономики, прежде всего, это касается сельского хозяйства. Речь идет о продовольственной безопасности в будущем. Краснодарский край и Ростовская область уже сегодня ощутили свою уязвимость. И только в этой отрасли, по оценкам экспертов, потери воды можно снизить до 40%. Параллельно с мероприятиями Росводресурсов по расчистке русел и увеличению водотока, такая работа даст максимальный эффект.

В связи с возрастающей социальной значимостью воды как компонента ESG, ее вес усиливается в секторе «G» с точки зрения ответственности бизнеса и государства перед обществом. Причем, как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Агентство занимается обеспечением водными ресурсами вододефицитных районов России, вопросами трансграничного сотрудничества с государствами, гарантированным обеспечением водой населения России и ее экономики.

Сегодня мы говорим о задаче обязательной открытости предприятий. Отчетность о воздействии на воду должна быть прозрачной, достоверной. Только так мы сможем объективно оценивать соответствующие риски. Данные отчетности, ни для кого не секрет, часто не совпадают с теми, которые выявляют инспекторские проверки. В то же время, все участники должны понимать, что общая задача – это безопасность и устойчивость экосистем, а не очередная стопка бумаг или экологический шантаж.

Исходно рейтинг ESG был необходим, чтобы определить отношение общества к процессам, происходящем в экономике. Людей волнуют вопросы изменения климата, экологической ситуации. В связи с этим вызовом общества экономический и промышленный блоки вынуждены были реагировать. Так на свет появились нефинансовые критерии ESG, которые помогают сегодня гармонизировать отношения инвесторов, предпринимателей и общества в решении экономических вопросов с учетом воздействия на окружающую среду, исключения негативного влияния и снижения экологических рисков.

На сегодняшний день системы отчетности компаний по ESG, как правило, недооценивают воду как в качестве критического риска, так и в виде спектра возможностей. То есть отношение к главному ресурсу – воде – далеко от справедливого. Также сейчас важно отрегулировать рамки ESG, поскольку единых параметров пока нет. Метрики совпадают примерно на 60%, но максимально эффективными они будут лишь при совпадении в 90%.

Вода должна быть не просто доступной для всех, но и чистой, безопасной. Об этом говорится на всех уровнях, в том числе, в Целях устойчивого развития ООН. Маршрут к их достижению лежит, в том числе, через модернизацию коммунальных систем.

Мировая практика много лет доказывает эффективность концессий в ЖКХ. Концессии как инструмент ГЧП распространены во многих странах, в том числе США, Великобритании, ЕС, Китае. В отношении объектов коммунальной инфраструктуры в России уже заключено более 1,8 тыс. концессионных соглашений на сотни миллиардов рублей, 95% из которых составляют средства частных инвесторов. Нормативная база для этого постоянно совершенствуется. Уже установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами ЖКХ.

Важно понимать, что предприятия должны уделять внимание не только извлечению прибыли, но и модернизации производства. В свою очередь, кредитные деньги – это не «гранты на счастливое детство»: условием привлечения средств на мероприятия как раз станет соответствие ESG-критериям. Этот рейтинг сродни портфолио, нематериальному активу, который создает имидж.

Спрос на воду растет, но запасы не увеличиваются. Сегодня тот факт, что вода не является заменяемым ресурсом, ощущается очень болезненно. Более того, в отличие от углерода она имеет непосредственный местный контекст: в дополнение к необходимости ее наличия, вода обладает временными, пространственными и качественными измерениями. Потому управлять рисками, связанными с ней, намного сложнее, чем углеродными процессами. Но, тем не менее, повторюсь, именно через линзу воды мы смотрим на изменение климата: проблемы с водными ресурсами умножают силу негативного влияния глобального потепления.

Изменчивость и без того динамичного водного цикла возрастает. Мы говорим не о прогнозах, а о конкретных ситуациях, которые фиксируются в регионах. В Волжском и Донском бассейнах воды не хватает, на Дальнем Востоке ее катастрофически много.

На уровне государства состоянием водных ресурсов системно занимаются в рамках нескольких масштабных проектов и программ. Помимо повышения ее качества, решаются задачи бесперебойного водоснабжения населения и объектов экономики, защита от наводнений и подтоплений. Работа будет совершенствоваться, предстоит изучить горизонты подземных запасов, объемы изъятия и возврата поверхностных вод, усилить контроль со стороны надзорных органов.

У воды, ее качества, первостепенное значение как для окружающей среды, так и для человека. И проблема не только в рациональности использования. Бизнес склонен настаивать на том, что государство становится избыточным в своих требованиях. Но для чего государству защищать тех производственников, которые не в состоянии компенсировать или предотвратить тот ущерб, который они наносят в процессе извлечения выгоды? Если мы продолжим относиться «с пониманием» к таким ситуациям, то возможность решать насущные экологические и социальные проблемы станет недосягаемой. С чистой и доступной водой придется согласиться, как бы дискомфортно не проходил процесс адаптации.

Водные системы очень инерционны и моментального решения проблем, с ними связанных, нет. В какую терминологию не оформлялись бы принципы ответственного экономного обращения с водой, идея проста: если мы хотим прогресса в достижении Целей устойчивого развития ООН, меняться придется всем, формировать новые правила взаимодействия с водой. Принципы ESG необходимы, чтобы сохранить территории и все возможности для будущих поколений.