Российские регионы и бизнес оценивают климатические риски в социальном разрезе
В фокусе внимания участников конференции «ЭкоБаланс» оказались региональные аспекты устойчивого развитияВ конце октября в Москве состоялась традиционная ежегодная конференция «Ведомостей» «ЭкоБаланс», посвященная диалогу о балансе между человеком, экологией и бизнесом. Любые темы устойчивого развития имеют выраженный социальный акцент, отметила руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик, открывая пленарную дискуссию «Экология-2025: экологическое благополучие в фокусе внимания». Один из аспектов социальной повестки при этом – адаптация российских регионов к климатическим изменениям. Сейчас он особенно актуален на фоне участившихся природных катаклизмов – наводнений, лесных пожаров и т. д.
По словам директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Ирины Петруниной, Россия сейчас подошла к этапу, когда на повестку дня выходит уже не столько вопрос уменьшения негативного влияния человеческой деятельности на климат, сколько задачи адаптации к новым реалиям. «Сейчас вопрос, во что вкладываться правильнее и экономически более выгодно – в митигацию (меры, принимаемые для снижения и смягчения негативных воздействий изменений климата. – «Ведомости. Экология») или в адаптацию, встал достаточно остро. И найти баланс между этими процессами – задача государства», – считает Петрунина.
76 субъектов РФ уже сформулировали свои стратегии по адаптации, также есть 10 отраслевых адаптационных планов, сообщила эксперт. Сейчас регионы работают над тем, чтобы определить, какие объекты на их территории в первую очередь могут пострадать от климатических изменений. С этой задачей пока справился только 21 регион. Но уже понятно, что последствия могут быть достаточно серьезными: из этих данных следует, что пострадать от реализации климатических рисков на таких объектах могут более 100 000 человек.
При этом, отметила Петрунина, пока нет четкого понимания, как именно меняется климат, в какие сроки можно ожидать последствий и какие действия в этой связи необходимо предпринять. Дать ответы на эти вопросы призван Важнейший инновационный проект государственного значения (ВИП ГЗ) «Российская система климатического мониторинга». В центре его внимания – не только выбросы парниковых газов и способность экосистем к их поглощению, но и крайне актуальные для России вопросы контроля над процессами таяния вечной мерзлоты и опустынивания.
К решению подобных задач необходимо привлекать бизнес-сообщества, уверены участники дискуссии. «В указе президента по национальным целям совершенно четко поставлена задача, что планы по адаптации к климатическим изменениям должны быть не только отраслевые и региональные, но и корпоративные», – обратила внимание Петрунина, добавив, что различные стратегии должны быть взаимозаменяемы, создавая комплексную систему адаптации к новым условиям.
Зеленая бизнес-практика
Экосистемный подход – тренд для российского бизнеса не новый, отметила директор по устойчивому развитию энергетического холдинга «Эн+» Ирина Бахтина. Еще с середины прошлого десятилетия в стране действует система комплексных экологических разрешений. Ее введение, по словам Бахтиной, было «первым подходом к снаряду», попыткой максимально комплексно рассматривать те обязательства, которые бизнес должен взять на себя, модернизируя предприятие или строя новое в регионе своей ответственности. Эксперт подчеркнула, что при этом экосистемность в оценке деятельности «Эн+» интегрирована и в индексы устойчивого развития городов.
Сегодня на экологию компания смотрит через призму оценки городских жителей, рассказала Бахтина. Например, лучше или хуже стало качество воды в водоемах (а оно зависит от сбросов загрязняющих веществ промышленностью), воздуха (связано с выбросами в атмосферу). Для промышленных предприятий существует система индексов, позволяющая оценить степень их экологичности. «И только климат, по-моему, не «зашит» в эти индексы», – посетовала эксперт. Хотя нынешний год показал, что нужно это делать, учитывать уровень климатической адаптации как фактор, влияющий на качество жизни и устойчивость городской среды, уверена Бахтина.
О региональных аспектах экологической повестки на конференции «Ведомостей» говорили и в рамках кейс-сессии «Инвестиции в развитие региональных практик». Директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию производителя потребительских товаров «Юнилевер Русь» Ирина Антюшина отметила, что недавно пересмотренная стратегия компании в сфере ESG учитывает особенности регионов присутствия. При этом «Юнилевер Русь» берет на себя три обязательства: два из них связаны с декарбонизацией и целями достижения углеродной нейтральности, третье – с защитой и восстановлением природных экосистем. Кроме того, Антюшина рассказала о старте проекта по вторичному обводнению осушенных торфяников, который «Юнилевер Русь» реализует совместно с Центром технологий устойчивого развития в Тверской области.
Руководитель направления по корпоративной социальной ответственности (КСО) присутствующей почти в 40 регионах Объединенной металлургической компании (ОМК) Ирина Медведева также обратила внимание на важность направления КСО в региональном разрезе. «Для нас это возможность выстроить благоприятную деловую среду, повысить конкурентоспособность, добиться позитивных изменений, касающихся социально-экологических аспектов, а также привлечь новые профессиональные кадры на предприятие», – пояснила она. Компания, в частности, организует экскурсии на перерабатывающие заводы, показывает жителям городов присутствия, что происходит с сырьем, объясняет, почему надо раздельно собирать, сортировать и сдавать мусор. «Мы считаем, что в наших регионах люди должны жить на таком же уровне, как и в больших городах, чтобы человек был доволен жизнью в маленьком городе и получал такие же услуги, как и в большом, хотим сохранить людей в наших городах», – сказала Медведева.
Дружественная среда
Вторая тематическая кейс-сессия конференции называлась «Концепция устойчивого девелопмента: город будущего». Как отметила ее модератор, директор научно-исследовательского института устойчивого развития в строительстве Вера Бурцева, правительственные документы, регламентирующие сегодня требования к застройщикам, в основном связаны с обеспечением соблюдения требований к безопасности строений и инженерных систем. Но при этом почти не уделяется внимание комфорту, природе, экологии в целом.
Между тем, по словам Бурцевой, социологические исследования показывают, что людям не нравится, когда «вокруг один бетон», улицы забиты машинами и негде погулять с ребенком. Горожане хотят дружественную жилую среду, которая позволяет удовлетворять свои потребности именно в пределах ее контура, чтобы все было доступно, безопасно, удобно и комфортно. Опросы жителей показывают, что эти категории включают подкатегории. Так, «удобство» подразумевает, в частности, разделение в застройке тихих и шумных зон, чистоту, присутствие урн. А «безопасность» – это не только наличие «тревожной кнопки» или охранника, но и хорошо освещенные улицы, и знакомство жителей друг с другом. Природная среда также в числе приоритетов. Например, важно чтобы в городе были большие деревья, позволяющие укрыться от солнца. Однако далеко не у всех девелоперов есть центры, которые проводят исследования потребностей человека, выявляют, что ему нужно от городской среды, отметила Бурцева.
«Не скажу, что парк – не первичная потребность человека, это не первый критерий, из-за которого он купит квартиру, однако в топ-10 фактор экологии входит», – рассказала Ольга Васильчук, ведущий специалист по устойчивому развитию группы «Самолет» (у компании есть отдельное подразделение по исследованию предпочтений жителей). Ключевые факторы – стоимость, транспортная доступность, социальная и коммерческая инфраструктура, пояснила эксперт. Но за этими критериями сразу идут озеленение и экологически чистый район.
«Самолет» часто строит жилые кварталы далеко от центра, отметила Васильчук. И сегодня компания осуществляет только устойчивые сбалансированные проекты, которые сочетают в себе места для отдыха, прогулок и игр детей и родителей, площадки для спорта, для выгула собак. Такие большие проекты уже не могут быть просто спальными районами. «Поэтому мы понимаем, что развитая и связанная инфраструктура городских пространств – основа для жизни городов, по-другому просто нельзя», – резюмировала эксперт, добавив, что сейчас компания работает в «концепции 15-минутного города» (урбанистическая концепция, согласно которой до всех необходимых городскому жителю мест можно добраться за 15 минут пешком или на велосипеде. – «Ведомости»). На качество жизни и безопасность благоприятно влияет развитие соседских сообществ, которых в проектах «Самолета» уже более 500.
«Поскольку в наших районах уже сегодня живет порядка 150 000 человек, а потенциал дальнейшего развития этих территорий составляет не менее 20–50 лет, мы не можем ограничиваться одной лишь «концепцией 15-минутного города». Нам приходится выходить на иной уровень, создавая в своих локациях целые среды: культурную, образовательную, спортивную, бизнес-среду, среду добрососедства», – рассказала руководитель группы внедрения проектов устойчивого развития ГК «А101» Полина Линдберг. По ее словам, мастер-план, по которому ведется комплексное освоение территорий, изначально организует их пространство самым оптимальным образом: тщательно продумывается не только расположение домов, социальных и коммерческих объектов, но и дорог, пешеходных тропинок, парков и даже малых архитектурных форм.
«Даже самые первые жители новых районов, купившие квартиры с чистовой отделкой, сразу же располагают всем необходимым для комфортной жизни: хотя в районе еще идет строительство, но там уже работают магазины, общепит и другие базовые предприятия коммерческой инфраструктуры», – отметила Линдберг, добавив, что это результат системной работы по формированию бизнес-среды. А образовательную среду формирует целый кластер, включающий в себя десятки детских садов и образовательных центров. Только в прошлом году в создание социальной инфраструктуры инвестировано более 7 млрд руб., сообщила спикер. В формировании социальной среды активно участвует образовательное бюро «А101 Лернити», которое ежедневно проводит в районах ГК «А101» не менее десяти различных мероприятий: это фестивали, квесты, мастер-классы, киносеансы под открытым небом и многое другое. «А почти тысяча объектов социальной инфраструктуры делают жизнь этих районов еще более комфортной, насыщенной и интересной», – заключила Линдберг.