Автостраховщики тестируют «зеленые полисы»

Недостаточность статистических данных мешает развитию в России программ страхования электрокаров
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Во многих странах на фоне растущей популярности легковых автомобилей с электродвигателем активно развиваются программы их страхования. В России продажи электромобилей также быстро растут, однако специализированные страховые продукты имеются лишь у нескольких  страховщиков. Почему большинство национальных игроков не спешат с инвестициями в эту перспективную нишу, и каким образом владельцы электрокаров могут сегодня получить страховую защиту – в материале «Ведомости. Экология».

Ударили по газам

По предварительной оценке Gartner, в прошлом году в мире продали около 15 млн аккумуляторных и гибридных легковых электромобилей. В 2024 г., по прогнозу BloombergNEF, продажи вырастут еще на 11% до 16,7 млн, причем 70% из них будут полностью электрическими. Согласно отчету Международного энергетического агентства (МЭА), к концу 2030 г. количество электромобилей в мире увеличится в 10 раз.

Россия не стоит в стороне от мировой моды. По данным «Автостата», в 2023 г. было реализовано 14 089 новых электрокаров. Это в 4,7 раза больше, чем годом ранее, и является рекордом. Более четверти (26,4%) от этого количества пришлось на Zeekr (3 724 штук), который является премиальным брендом китайской компании Zhejiang Geely Holding Group. На втором месте оказался отечественный Evolute (2 020 штук), имеющий в РФ собственную дилерскую сеть.

Автомобиль выходного дня

Участники национального рынка автострахования по-разному смотрят на перспективы распространения программ каско для электромобилей. С одной стороны, несколько игроков заявили о желании стать ключевыми страховщиками в этой нише. Так, одной из первых в РФ в январе 2022 г. запустила спецпрограмму для электромобилей группа  «Ренессанс страхование». Как пояснил ее вице-президент Сергей Кожевников, в 2023 г. число договоров выросло на 226%, а рост  сборов по страхованию электрокаров по отношению к 2022 г. составил 180%. Сейчас в программу включены  специфические риски: повреждения аккумулятора, штатного зарядного устройства. При этом в ней присутствуют и все обычные риски каско: от угона и повреждения в ДТП до стихийных бедствий. Кроме того, данная программа выделяется  расширенным пакетом сервиса  (неограниченное количество эвакуаций, включая случаи разрядки аккумулятора), дополнительными опциями (выплата до 30% страховой суммы по риску «ущерб» без документов из ГИБДД и полиции). 

«Мы оцениваем этот сегмент как один из самых интересных, в том числе и с точки зрения перспектив быстрого роста доли электрокаров в автопарке страны», – отметил Кожевников. По его словам, частота обращений владельцев электромобилей по страховым случаям немного меньше средней по портфелю. Вероятно, это связано с меньшим пробегом, поскольку часто электрокар является вторым автомобилем в семье или имеет статус  автомобиля выходного дня. Т.е. зимой большинство электрокаров «отдыхают»  в гаражах. И этот фактор является специфическим для РФ.

В декабре 2022 г. СК «Гелиос» представила программу каско «Гелиос-Электрик» для электрокаров. Клиенты, зарегистрированные в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, страхуют машины  от таких рисков, как «Полная гибель», «Хищение, угон» и «Ущерб».

Как стало известно «Ведомостям», в ближайшее время полис каско для электрокаров появится продуктовой линейке «Росгосстраха».

Дефицит статистики

Однако большинство страховщиков пока занимает выжидательную позицию и не спешит с инвестициями в перспективную, на первый взгляд, нишу.  Их можно понять: на национальном авторынке слишком мало электрокаров, а значит, и мало статистики страховых случаев, необходимой для расчета рисков и тарифов.

«В нашем портфеле полисов каско доля электроавтомобилей не превышает 1%. Сегмент пока небольшой, так как электрокаров немного, инфраструктура не готова для большего объема, да и стоят они обычно дороже, чем обычные транспортные средства. Мы не видим причин для разработки отдельных продуктов. Риски, по сути, одинаковые.  Предлагать то, что не будет пользоваться спросом, не имеет смысла», – пояснил старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.

«У нас владельцы автомобилей на электротяге оформляют стандартные продукты страхования каско. Спецусловия, на наш взгляд, не требуются», – отметил генеральный директор «Совкомбанк Страхование» Игорь Лаппи.

Как рассказала начальник управления добровольного розничного автострахования СК «Росгосстрах» Елена Федорова, при появлении в России первых электрокаров даже не было понимания, как они будут себя вести в наших нестабильных погодных условиях. Сейчас рынок растет, поэтому застраховать электромобиль по каско легче, а количество специализированных страховых продуктов увеличивается.  

Добавим, что полис ОСАГО для электрокаров продается обычно по таким же правилам и ценам, как и для автомобилей на бензине и дизельном топливе. «Дело в том, что по ОСАГО страхуется ответственность владельца транспортного средства перед третьими лицами, а не сам автомобиль», – объяснил Яковлев.

Развязали руки

Если в ОСАГО ценообразование находится в жестких рамках, то в сегменте каско, защищающего саму машину, у страховщиков развязаны руки. По словам старховщиков, каско для электромобиля отличается от стандартного полиса  покрытием, учитывающем специфику электрокаров (повреждения аккумулятора, самовозгорание от неисправности батареи, ущерб при зарядке).

В РФ уже появились машины с батареями, которые автопроизводители сделали ремонтируемыми. Но основная часть электромобилей этим не могут похвастаться. И в случае повреждения батареи машина признается неремонтопригодной.

Стоимость полиса каско в первую очередь зависит от марки электромобиля. А цены на многие модели довольно высокие.  В портфеле «Ренессанс страхования» почти половина договоров каско приходиться на электрокары стоимостью от 5 до 10 млн руб. На втором месте (27%) авто стоимостью до 5 млн руб. Машины от 10 до 15 млн руб. на третьем месте с чуть меньшей долей.  Соответственно, владельцы дорогих электромобилей платят за полисы гораздо больше, чем обладатели машин с двигателем внутреннего сгорания. Так, в прошлом году стоимость каско на электрокар начиналось от 100 000 руб. Цена полиса на автомобили Tesla (Model 3 и Model Y) у некоторых страховщиков достигала 500 000 – 800 000 руб. 

В портфеле по электрокарам компании «Совкомбанк Страхование» львиную долю занимает бренд Evolute. «Средняя страховая сумма по ним составляет 2,9 млн руб. Средняя премия – порядка 85 000 руб.», – сообщил Лаппи.

Для окончательного определения стоимости полиса также важны индивидуальные параметры: точный коэффициент бонус-малус (КБМ), количество допущенных к управлению автомобилем водителей, наличие других полисов в страховой компании (по этому параметру возможно применение скидки по каско). При расчете премии учитываются все возможные факторы: и регион, и возраст/стаж вождения.  При этом процедура оформления каско на электроавтомобиль ничем не отличается от стандартной практики.

В большинстве опрошенных страховых компаний в прошлом году было зафиксировано всего по несколько страховых случаев с участием электрокаров. Исключение составляет «Ингосстрах», где в 2023 г. их произошло более 1600 (по каско, с участием электрокаров и гибридов).

Ремонт или деньги?  

Сегодня на рынке существует два способа урегулирования страховых случаев: ремонт застрахованного авто, который организует страховщик на партнерской станции технического обслуживания автомобилей (СТОА), или выплата компенсации автовладельцу деньгами.   

Часть страховых компаний предпочитают второй. Как пояснила Федорова, на текущий момент специализированных СТОА, готовых  осуществить ремонт электромобиля, довольно мало. 

«Возмещение деньгами чаще происходит по американским и европейским транспортным средствам.  С учетом того, что ущерб нанесен аккумуляторам и электронным системам, при этом кузовной ремонт чаще всего проводится», – отметил  Лаппи. По словам эксперта, на страхование не принимаются автомобили, ввезенные по параллельному импорту, это связано с отсутствием ремонтной базы.

Не все компании страхуют зарядное оборудование и риски, связанные с аккумуляторной батареей. Полисы «Ингосстраха» предусматривают два вида урегулирования таких убытков: выплата всей суммы (при этом транспортное средство передается в страховую компанию), либо 60% (клиент оставляет автомобиль себе).  «Зачастую наши клиенты выбирают второй вариант, так как существуют неофициальные станции, организованные энтузиастами, на которых ремонтируют такие автомобили», – пояснил директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.

Взгляды на будущее  

Российские страховщики по-разному оценивают перспективы развития каско для электрокаров. «Наш опыт показывает, что специальный продукт востребован. Поэтому, вероятнее всего, рынок пойдет по пути разработки подобных программ», –  уверен Кожевников.

Лаппи считает иначе. По его мнению, сегодня российскому рынку автострахования специальный продукт для электрокаров не требуется. С ними солидарен Княгиничев: «Придумывать что-то особенное нет смысла. Можно оперировать дополнительными сервисами помощи на дороге, специфичными для электромобилей. К примеру, не классический довоз топлива, а эвакуация до зарядной станции».

«Электромобили еще далеки от того, чтобы стать мейнстримом. Среди мер по стимулированию спроса на электротранспорт в правительстве РФ обсуждается пересмотр стоимости ОСАГО для электромобилей в такси и каршеринге», – рассказал начальник отдела андеррайтинга по автострахованию СК «Согласие» Александр Коротин.

По мнению Федоровой, ускорить развитие зеленого сегмента автострахования может увеличение количества зарядных станций (для этого потребуется дополнительное субсидирование государства и льготы на их открытие), а также расширение преференций для владельцев электрокаров.  Сегодня они не платят за парковку и за проезд по платным дорогам, а в ряде регионов и транспортный налог. Однако льготы касаются только «чистых» электрокаров. На гибридные машины они не распространяются.

«Сегмент зеленого автострахования будет зависеть от популярности электромобилей», – уверен Лаппи. Эксперт напомнил, что в Европе, несмотря на продвижение чистой энергии и развитую инфраструктуру зарядных станций, спрос на электрокары падает.

Какие марки электромобилей чаще всего страхуют по каско (по данным группы «Ренессанс страхование»)

16% – Audi

15% – Mercedes-Benz     

14% – Volkswagen

9% – Porsche

8% – Tesla

6% – Geely 

5% – Zeekr

3% – Evolute

3% – Voyah

3% – BMW

2% – Lexus

2% – Lixiang

2% – Land Rover

2% – BYD

1% – Jaguar

1% – Hongqi

1% – Volvo

1% – Skywell       

1% –Toyota