Госдума готовит законопроект по обращению с отходами III–V классов опасности

Сергей Собянин и РЭО предлагают делегировать соответствующие полномочия регионам
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Комитет Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды утвердил состав рабочей группы по совершенствованию системы управления и правового регулирования в сфере обращения с отходами III-V классов опасности, сообщил в своем Telegram-канале председатель комитета Дмитрий Кобылкин. В ее состав вошли депутаты и сенаторы, профильные министерства и ведомства, правительство России, а также регионы – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, Краснодарский и Хабаровский края. Также принято решение о создании экспертного совета при рабочей группе, куда вошли представители общественных организаций, «Деловой России», Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, а также профильных отраслевых ассоциаций.

В конце октября мэрия Москвы предложила передать регионам полномочия по регулированию обращения отходов III–V классов опасности, не относящихся к твердым коммунальным отходам (ТКО). Об этом было объявлено на расширенном заседании думского комитета по экологии. Теперь соответствующие предложения, разработанные мэрией и Российским экологическим оператором (РЭО), направлены главой московского правительства Сергеем Собяниным в Думу.

Документ предусматривает внесение изменений в федеральные законы «Об отходах производства и потребления» и «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В нем говорится о значительном перераспределении полномочий по управлению отходами производства III-V классов опасности между федеральным центром и регионами – им будет передана большая часть управленческих решений в этой сфере.

По предложенной схеме, исполнительные органы власти регионов (либо органов местного самоуправления поселения или городского округа) направляют РЭО проекты нормативов накопления ТКО или проекты о внесении изменений в нормативы их накопления. На выработку рекомендаций, которые оператор должен сформировать в ответ на обращение, выделяется 15 дней. Экспертиза проектов городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) проводиться не будет, решения по ним – прерогатива правительства РФ. Транспортировать промышленные отходы смогут исключительно операторы, включенные в региональный реестр. 

«Указанными правилами могут быть установлены целевые показатели по обработке, утилизации и (или) обезвреживанию, размещению отходов, подлежащие включению в территориальные схемы обращения с отходами соответствующих субъектов РФ, за исключением случая, когда такие целевых показатели должны быть установлены субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральным проектом», – говорится в документе.

По словам генерального директора РЭО Дениса Буцаева, сейчас обращение отходов III-V классов опасности никак не регулируется, поэтому отсутствует и современная система по обращению с такими видами отходов. «Потребитель может передавать отходы любому перевозчику и любому объекту, который имеет лицензию, а для V класса отходов и вовсе без лицензии, – отметил он. – Проконтролировать, что происходит на этих объектах, практически невозможно из-за введенного моратория на проведение проверок. В результате мы имеем ситуацию, которая была с ТКО до реформы обращения с отходами производства – множество несанкционированных свалок строительных и других отходов, массовые нарушения при их захоронении, практически полное отсутствие их переработки. Мы выведем их в регулируемую зону и на законодательном уровне пропишем, как следует обращаться с отходами III-V классов опасности. Например, законопроект предполагает, что субъекты РФ будут вести реестры перевозчиков отходов и объектов, на которых они перерабатываются и захораниваются. А при необходимости – устанавливать для таких объектов обязательные требования – к примеру, использовать весовой контроль и датчики ГЛОНАСС. Те меры, которые мы предлагаем, как раз должны сократить количество несанкционированных свалок и повысить прослеживаемость в отрасли, в том числе, весь путь отходов от их образования до утилизации и переработки. Этот подход также позволит стимулировать переработку отходов в случае установления ограничений по их захоронению».