В чем уникальность ESG-повестки ритейлеров

Экология, социальная сфера и корпоративное управление в торговле
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Сектор ритейла имеет несколько ключевых особенностей, определяющих его подход к ESG, основная — огромное количество стейкхолдеров. И для успешной реализации целей в области устойчивого развития необходимо объединить все стороны, что является непростой задачей. И хотя ESG-принципы были озвучены ООН в 2004 году, в России их реализация в торговых сетях началась сравнительно недавно — в 2018 году.

Несмотря на универсальность ESG повестки в целом и ориентации на выполнение целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, различные отрасли имеют свою специфику, которую определяет бизнес-модель и направления работы компаний. Для каждой отрасли и каждой компании характерны свои особенности вклада в ЦУР, и соответственно, свои особенности ESG-стратегий. Сеть магазинов «Магнит» привела такой пример: «У продуктового ритейла большое влияние на ЦУР 2 «Ликвидация голода», и минимальное на ЦУР 13 «Сохранение морских экосистем». Там, где компания имеет наибольший вклад в ЦУР и находится её специфика в повестке ESG».

Покупатели — главная ценность для ритейлера, поэтому его ESG-повестка сильно связана с тем, как он коммуницирует с ними и как вдохновляет их на более экологичный образ жизни. «Если говорить про другие секторы, например, производство, то в нем ESG-повестка довольно сильно связана с экологизацией производственных процессов (сокращение выбросов, негативного следа и др.) и практически никак не связана с покупателями», — считают во временно покинувшей Россию компании ИКЕА.

Для покупателя важны ассортимент, качество и цена товаров, удобство их поиска и приобретения в торговых залах. Экологическая составляющая — производство упаковки из вторсырья, энергоэффективность магазинного оборудования и возможность раздельного сбора мусора пока их интересует в меньшей степени. Но для фондового рынка и инвесторов то, насколько полно ритейлер реализует ESG-принципы, играет большую роль.

Светодиоды, холодильники, электромобили

Экологическая составляющая ESG-повестки определяет, как компания реагирует на выбросы парниковых газов, решает вопросы энергоэффективности, использует возобновляемые источники энергии (ВИЭ), экономит воду.

Существуют мировые практики энергоэффективности в ритейле, которые учитывают особенности этого бизнеса. Самой простой путь – использовать энергосберегающее освещение, более сложный — внедрять системы холодильных установок, работающих не на фреоне, а на углекислом газе. Также расширяется практика использования электропогрузчиков в логистических центрах, оптимизация маршрутов развоза продукции со складов в торговые точки и т. д.

Иностранные торговые сети постоянно расширяют использование ВИЭ в своем бизнесе. Немецкая сеть дискаунтеров Aldi установила 100 тыс. солнечных панелей в 40 своих магазинах и во всех своих распределительных центрах. Панели поставляют около 10% электроэнергии, потребляемой магазином.

Крупнейшая розничная сеть Великобритании Tesco поставила цель к 2030 году полностью использовать возобновляемую энергию, Кроме того, для сокращения углеродного следа Tesco проводит замену автомобильных перевозок на железнодорожные, там, где это возможно. Только за 2021 год сеть увеличила количество железнодорожных контейнеров с продуктами для магазинов почти на 50%.

Российская ИКЕА тоже реализует меры для достижения наибольшей энергоэффективности. Это использование исключительно светодиодных ламп, датчиков движения, автоматического отключения освещения в нерабочее время, а также регулярное общение с сотрудниками на тему экономии электроэнергии. Установлены сенсорные краны в санитарных зонах, которые позволяют использовать только необходимое количество воды.

В 2021 году ИКЕА инвестировала 21 млрд руб. в приобретение 49% акций восьми солнечных электростанций на юго-западе России. Это позволило обеспечить 14 магазинов ИКЕА по всей стране возобновляемой энергией.

Сеть продажи строительных товаров «Леруа Мерлен» поставила цель перевести 100% зданий комепании на ВИЭ к 2025 г. За 2021 г. шесть магазинов компании вышли на оптовый рынок и стали потреблять электроэнергию, сгенерированную на солнечных панелях и ветровых установках. К ним относятся магазины в Тюмени, Новокузнеце, Красноярске и Пензе.

Также «Леруа Мерлен» начала строительство первой солнечной электростанции в магазине города Волжский (Волгоградская область). Станция, мощностью 600 кВт, будет вырабатывать в среднем 750 тыс. кВтч и покрывать примерно 30% годового потребления магазина, при этом сокращая его выбросы парниковых газов а 20%Станция подключена напрямую к магазину, запуск запланирован на март 2022 года.

«Леруа Мерлен» планирует, как и Tesco увеличить объемы использования железнодорожного транспорта для региональной логистики и запустить эксперимент по использованию судов для этих же целей. Компания начала контролировать заполняемость товарами грузовиков, так как это снижает объёмы выбросов парниковых газов. Для этого компания также повышает локализацию. «Мы поставили цель повысить долю товаров российского производства в России до 73% в 2022 г., в 2021 г. она составляла 71%, а в 2019 г. — 69%» — говорит Иванова.

«Магнит», со своей стороны, переходит с больших грузовиков на среднетоннажный транспорт по доставке товаров в магазины и также, как и ИКЕА, рассматривает возможность использования электромобилей для доставки товаров.

Ритейлеры ведут зеленую стройку

Самая большая в мире сеть оптовой и розничной торговли, американская Walmart, установила 2040 год в качестве целевой даты для достижения нулевых выбросов углерода.

Ритейлеры, работающие в России, стараются не отставать от этих инициатив. Как сообщили в «Глобусе», компания начала рассчитывать свой углеродный след в 2021 году. «По данным на февраль 2022 года шесть наших объектов (гипермаркеты и логистический центр) имеют сертификаты BREEAM (BRE Environmental Assessment Method, стандарт оценки и метод улучшения энергоэффективности и экологичности зданий. — «Ведомости.Экология»)» — рассказали представители сети.

Устанавливаемые в магазинах системы управления зданием (BMS) дают возможность постоянно отслеживать количество потребляемой энергии и контролировать показатели энергопотребления и при необходимости корректировать ситуацию. «ВкусВилл» разрабатывает проект по установке в магазинах «умных» счетчиков, помогающих более точно отслеживать расход воды и электричества.

Как говорит представитель «Леруа Мерлен», компания для управления собственными объектами также руководствуется принципами зеленого строительства и эксплуатаций зданий по методу BREEAM. «Это система, которая охватывает и аспекты, связанные с использованием ресурсов и с управлением отходами, — рассказала Иванова — На 2023-2024 гг. мы ставим цель внедрить BMS в 80% магазинов с параллельным использованием энергосберегающих технологий. По нашим планам, к 2025 г. 100% магазинов будут иметь BMS».

Превратить тару в щепу

Упаковочные отходы, особенно пластик, представляют серьезную экологическую проблему, если они не используются повторно или не перерабатываются. Вот почему крупные ритейлеры стремятся создать систему, в которой упаковка рассматривается как ценный ресурс.

Достижение цели по сокращению использования пластиковой упаковки, увеличение до 100% доли упаковки, полностью пригодной для вторичной переработки, и сосредоточение внимания на замкнутом цикле производства упаковочных материалов — это цели, о которых публично объявили многие крупные мировые ритейлеры, в том числе Walmart, Kroger и Aldi.

Российские ритейлеры в рамках своих ESG-повесток также стараются значительную часть отходов своей деятельности направлять на переработку. В распределительных центрах (РЦ) «Магнита» собирают вторсырье: гофрокартон, полиэтиленовую пленку, пластиковые ящики из-под овощей и фруктов и отправляют на переработку, также есть проект по передаче деревянных ящиков из РЦ для дальнейшего вторичного использования. «Магнит» также тестирует оборудование по переработке деревянной тары в щепу и ее отправки на целлюлозно-бумажные комбинаты. «Мы активно снижаем отходы в собственных производствах: в 2020 году на 9,5% сократили потребление упаковки. В магазинах мы перешли на пакеты для покупателей, на 30% состоящих из переработанного пластика. Также мы тестируем проект по переработке пищевых отходов на базе РЦ», — заявили в компании.

В каждом гипермаркете «Глобус» установлены специальные емкости для сбора отходов (макулатуры, пластика, упаковки, ведер и канистр, отработанных покупательских корзин, пленки и ящиков). Для обеспечения безопасности во всех гипермаркетах сети организован сбор легковоспламеняющихся жидкостей и биологических отходов, которые сдаются на обезвреживание.

Магазины «ВкусВилл» принимают батарейки, мягкую упаковку, книги, пластиковые бутылки, крышки от них и алюминиевые банки. За 2021 год «ВкусВилл» отправил на переработку более 277 т вторсырья и 335 тыс. единиц упаковки.

Около 76% отходов в магазинах ИКЕА перерабатываются. Это примерно 20 различных фракций: от стретч-пленки до фритюрного жира. В четырех магазинах сети установлено специальное оборудование, которое перерабатывает отходы в удобрение. В дальнейшем компания планирует установить его во всех своих магазинах в России.

Как рассказали в компании, некоторые отходы она отправляет на переработку партнерам, чтобы замкнуть цикл производства – когда отходы становятся ресурсами в рамках одного бизнеса. Так, картон из магазинов ИКЕА перерабатывается и возвращается обратно в виде декоративных картонных коробок, а из древесных отходов магазины получают новые товары. Собранные ПЭТ-бутылки отправляются на фабрику, которая производит наполнитель для подушек ИКЕА.

«Леруа Мерлен» заявляет, что одной из ключевых целей стратегии компании в области устойчивого развития является модернизация системы сбора и переработки вторичных материальных ресурсов для клиентов. «В 2021 году мы установили пилотные станции раздельного сбора отходов на парковках трех магазинов, а сейчас начали масштабирование проекта. Принимаются те виды вторсырья, которые можно сдать на переработку в конкретном городе: пластик, стекло, металл, бумага, картон, упаковки Tetra Pack. Также принимаем текстиль, технику, лампы и батарейки», отметила Иванова.

Модные тренды: товары без упаковки и электронные чеки

«ВкусВилл» начал развивать эконаправление, которое набирает популярность в Европе: он развивает продажу продукции без упаковки. «В наших магазинах помимо фруктов, овощей, мяса и рыбы, на развес можно приобрести кофе в свою кружку орехи, сухофрукты, сладости, масла первого холодного отжима и замороженные полуфабрикаты. Все товары этой категории покупатели могут приобрести в свою тару. На сегодняшний день отделы по продаже продуктов без упаковки представлены в 320 торговых точках «ВкусВилла» в 50 городах», — рассказали в компании.

Еще однин тренд: чтобы сократить использование бумаги, с сентября 2021 г. во всех гипермаркетах «Глобус» начат проект по отказу от получения бумажных чеков при покупке.

Сеть «ВкусВилл» запустила электронные чеки еще в 2020 году: чтобы отказаться от бумажных чеков достаточно поставить галочку в приложении на смартфоне в личном кабинете и указать адрес электронной почты. По итогам 2021 года более 225 тыс. покупателей получают электронные чеки, что, по утверждению компании, позволило ей сэкономить почти 8 тыс. км чековой ленты.

Но с утилизацией и переработкой отходов все не так хорошо, как хотели бы ритейлеры. Они отмечают, что наиболее частой проблемой реализации ESG-повестки в России является отсутствие необходимой инфраструктуры.

ИКЕА приводит в качестве примера ее сервис по приему в переработку мебели. «Поскольку «сердцем» нашего бизнеса является именно она, мы давно хотели создать возможность для наших покупателей экологично избавиться от старой мебели. В начале этого пути мы столкнулись с недостаточной инфраструктурой для реализации этой инициативы», — говорят в компании. В России не было предприятий, которые перерабатывают мебель и делают из нее что-то полезное, утверждают в ИКЕА. «Мы нашли возможность создать этот сервис на базе нашего завода «ИКЕА Индастри» в Великом Новгороде. При изначальном наличии соответствующей инфраструктуры запуск сервиса случился бы гораздо раньше», — рассказали в ИКЕА.

Кадры решают все…

Другие составляющие любого ESG-отчета — социальная ответственность и корпоративное управление. Они показывает, как компании реагируют на такие вопросы как конфиденциальность данных, равенство в оплате труда, здоровье и безопасность, инклюзивность, социальная справедливость и обращение с сотрудниками. Как рассказали в «Глобусе», сейчас кандидаты учитывают деятельность компании в области устойчивого развития, экологические и социальные практики при принятии решения о том, где продолжить свой карьерный путь.

Согласна с этим и ИКЕА. Там уверены, что соискатели учитывают эти sustainability-факторы, особенно молодежь. Мы знаем, что компании, которые не уделяют достаточно внимания теме устойчивого развития, испытывают трудности в найме молодых специалистов, ведь для сотрудников очень важно приносить пользу обществу и окружающим.

«Несколько лет назад ООН выяснила, что 59% молодого поколения (18-25 лет) мечтают профессионально реализовать себя в области устойчивого развития. И это значит, что многие люди хотят хотя бы иметь возможность влияния в этой области. Поэтому мы считаем, что этот фактор очень важен», — рассказали в компании.

В «Магните» также считают, что бренд работодателя тесно связан с такими темами как равенство, инклюзия, соблюдение прав человека, а это все является вопросами ESG. «В своих операциях «Магнит» никогда и ни при каких обстоятельствах не использует детский и принудительный труд в любых проявлениях. — заявляет компания. — Мы не приемлем любые формы дискриминации по национальному признаку, полу, возрасту, вероисповеданию, особенностям здоровья, сексуальной ориентации, политическим убеждениям и другим признакам».

…в том числе с ограниченными возможностями

По официальной статистке в России 3,4 млн людей трудоспособного возраста имеют инвалидность, а работают из них всего 906 тыс. Остальные выключены из трудовой жизни, и это не лучшим образом сказывается как на жизни конкретных людей, так и общества в целом.

Ритейлеры стараются внести свой вклад в решение этого вопроса. Например, в сети «Глобус» работает 147 сотрудников с ограниченными возможностями, в «Магните» на конец 2020 года их было 888 сотрудников с ограниченными возможностями.

В «Глобусе» рассказали: «Наш проект по трудоустройству людей с инвалидностью начался в 2008 году в гипермаркете Климовска. С тех пор он охватил все магазины сети. Наша целевая группа — люди с инвалидностью по слуху, так как учитывая реалии работы в магазине, их адаптация наиболее проста и для нас, и для них. Основная сложность — подготовка всех заинтересованных лиц к эффективному взаимодействию: руководителей, самих сотрудников, их коллег, покупателей».

ИКЕА также стремится быть инклюзивной компанией, продвигающей принципы разнообразия и равенства как внутри, так и вне своих подразделений. Так, с 2015 по 2021 год ИКЕА поддерживала программу профилактики социального сиротства «Детских деревень – SOS». Также в поддержку детей и подростков в трудной жизненной ситуации в ИКЕА был организован внутренний грантовый конкурс. В рамках конкурса магазины ИКЕА получили финансирование на реализацию 13 социальных проектов по всей стране.

Каждому ритейлеру по кодексу

Вопросы эффективности руководства компании, этичности и прозрачности ведения бизнеса – не менее важные аспекты ESG-повестки. Ритейлеры стремятся создать оптимизированную структуру управления для поддержания имиджа и целостности своего бренда на конкурентном рынке.

В августе 2021 года для реализации стратегии устойчивого развития совет директоров «Глобуса» учредил управляющий комитет ESG. В рамках него принимаются решения по стратегическим вопросам ESG-управления компанией. За реализацию стратегических целей отвечают рабочие группы по направлениям.

В ИКЕА, помимо прочего, есть стандарт этичного поведения сотрудников с точки зрения антикоррупционной политики. Так, компания просит сотрудников отказаться от подарков от контрагентов и партнеров.

Если же сотрудник все-таки получил подарок, то его нужно передать в специальный фонд кадровой службы ИКЕА. И 31 декабря предметы из этого фонда разыгрываются среди всех сотрудников в качестве новогоднего подарка. Кроме того, в ИКЕА принят кодекс поставщика.

Кодексы деловой этики есть у всех ритейлеров, которых опросили «Ведомости.Экология».

Нерешенные проблемы

Ритейлеры отмечают, что остаются проблемы, которые препятствуют наиболее полной реализации ESG-повестки.

«В качестве проблем можно выделить отсутствие единых правил игры для производителей и разнородная информация о том, что является экологичным или неэкологичным на этапе внедрения многих экопроектов, а также недостаточный уровень информированности по теме ESG среди покупателей» — считают в «Магните».

Схожей точки зрения придерживаются и в «Леруа Мерлен». Там считают, что законодательное регулирование в области ESG постепенно развивается в нужном направлении, но многие вопросы остаются неурегулированными. Например, оценка товаров и позиционирование их экологичности. «В настоящее время на рынке существует довольно много некорректной информации и недобросовестного маркетинга, гринвошинга, которые усложняют задачу взаимодействия с потребителем и продвижения по-настоящему экологичных товаров», — резюмировала Екатерина Иванова из «Леруа Мерлен».