Для эффективного мониторинга вечной мерзлоты необходим комплексный подход

В июне этого года Государственная дума приняла закон о создании системы мониторинга вечной мерзлоты в России. В основу системы лег анализ последствий катастрофы 2020 г. в Норильске – разлива дизельного топлива и его попадание в близлежащие водоемы и реки. Общий объем разлива составил более чем 21 000 т топлива, что стало второй по масштабам подобной катастрофой с 1994 г., когда произошла авария на нефтепроводе в районе города Усинск. Хочу отметить, что одной из причин возникновения норильской катастрофы стала нетипичная для территории вечной мерзлоты погода, которая способствовала нарушению условий хранения топлива.

В принятом Думой документе в обиход впервые вводятся определения некоторых категорий, относящихся к вечной мерзлоте, а также предложен инструментарий фонового мониторинга на базе Росгидромета. На основании закона планируется разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга вечной мерзлоты, состоящей из вновь построенных 140 станций мониторинга с глубокими скважинами, оснащенными специализированными датчиками. Одно из ключевых преимуществ такой системы – полностью отечественное обеспечение, без привлечения иностранных технологий. Мероприятия будут способствовать сохранению свыше 150 млрд рублей ежегодно для бюджета страны, которые могут превратиться в убытки из-за таяния вечной мерзлоты. В 2023 г. (первый этап) планируется разработка методов мониторинга Арктической зоны посредством доукоплектации и дооснащения действующих научно-исследовательских институтов (архипелаги Шпицберген, Земля Франца Иосифа, Северная Земля). На 2024-2025 гг. (второй этап) запланировано распространение действия мониторинга по всем территориям с вечной мерзлотой в России.

Анализируя существующие природоохранные практики, хочу отметить, что, например, в Якутии с 2018 г. действует закон об охране вечной мерзлоты, а также собственный природоохранный мониторинг, который включает создание базы данных о вечной мерзлоте. А с 2017 г. существует мерзлотно-ландшафтная карта Якутии, на базе которой создается геокриологическая карта, где будут отражены опасные льдистые участки, средняя температура мерзлоты, глубина и объемы таяния, а также криогенные процессы. На основании такой базы можно планировать территориальное размещение объектов инфраструктуры и формулировать задачи для проектирования различных зданий и сооружений.

Важно, что многие крупные российские компании уже вовлечены в природоохранные процессы. Так «Норильский никель» разработал и реализует комплекс долгосрочных мер для мониторинга состояния своих объектов с целью оценки влияния процессов таяния вечной мерзлоты в Норильском районе, включая разработанную карту вечной мерзлоты и процедуры управления рисками, а также системный анализ влияния таяния на основания зданий и сооружений. «Газпром» в зонах своего присутствия также ведет мониторинг состояния вечной мерзлоты. Однако все эти инструменты и методы мониторинга достаточно разрозненные и не унифицированы, что не способствует согласованию комплексной стратегии оценки и мониторинга.

Позитивно оценивая разработанные подходы к минимизации экологических рисков на всех уровнях, связанных с таянием вечной мерзлоты, важно также объективно подойти к их оценке. Например, увеличение глубины бурения скважин с датчиками не всегда будет способствовать объективному и своевременному контролю скорости таяния. Многие ученые убеждены в необходимости дополнительного анализа различных ландшафтных условий и их влияния на состояние вечной мерзлоты. Еще один важный аспект – необходимость геотехнического мониторинга, посредством которого будет проводиться анализ степени изменения формы и размеров зданий, объектов и сооружений в результате нагрузок на них. Необходимо также создать специальную службу, которая будет прогнозировать тенденции глобального состояния вечной мерзлоты не на десятки, а на сотни метров, для чего требуются более глубинные исследования и изыскания. Такая служба должна комплексно исследовать существующие закономерности воздействия человека и техногенных факторов, а также совершенствовать соответствующие природоохранные технологии. Именно синергетический подход будет способствовать разработке комплексной государственной системы мониторинга вечной мерзлоты, так как текущие мероприятия, носят скорее разрозненный характер.