Круизные лайнеры на СПГ дали экологическую течь

Они сжигают не все топливо
AIDAnova – первый в мире круизный лайнер, работающий на СПГ
AIDAnova – первый в мире круизный лайнер, работающий на СПГ / wikimedia.org

Морское судоходство, как и авиация, является одним из наиболее сложных секторов для обезуглероживания: пока не существует широко доступных чистых альтернатив углеводородному топливу, на которое сектор полагался десятилетиями. Круизные операторы заменяют топливо на нефтяной основе сжиженным природным газом (СПГ, преимущественно метан) и позиционируют этот переход как более экологичный способ путешествовать. Хотя суда, работающие на СПГ, производят примерно на 25% меньше выбросов углекислого газа, чем работающие на традиционном топливе, им часто не удается сжечь весь газ. По данным Европейской комиссии (ЕК), один из наиболее распространенных двигателей, используемых на судах, работающих на СПГ, дает утечку 3,1% топлива.

Европейская неправительственная организация Transport & Environment, выступающая за экологически чистый транспорт, под видом пассажира направила специалиста по термографии на борт круизного лайнера MSC World Europa для съемки специальной камерой невидимых газов из выхлопных труб судна. Анализ видеозаписи показал, что выбросы содержат метан. В заявлении швейцарской компании MSC Cruises, которая управляет 23 судами по всему миру, говорится, что данные производителя двигателей World Europa показывают, что утечка метана в двигателях корабля значительно ниже, чем 3,1%, «что является ориентировочным значением, основанным на более старых технологиях». Компания заявила, что у нее нет данных, подтверждающих ежегодные выбросы метана с судна, а процесс прямого измерения может начаться позже в этом году, сообщает Bloomberg.

Метан, как неоднократно писали «Ведомости. Экология», является мощным парниковым газом, вторым по значимости после углекислого газа. Согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), он ответственен более чем за 25% потепления, с которым человечество сегодня сталкивается. Прекращение выбросов разрушающего планету газа – один из наиболее эффективных способов снизить глобальную температуру в течение нескольких лет. Утечки метана с кораблей могут происходить, когда несгоревший газ просачивается через двигатель, рассказывается в статье научного журнала Atmosphere. По словам авторов публикации, это явление, известное как проскальзывание метана, признано производителями двигателей, которые разрабатывают технологии для уменьшения таких утечек.

6,1 т эквивалента углекислого газа на каждую тонну сжигаемого СПГ – такова оценка выбросов судна за 20 лет специалистами Transport & Environment. Измерение воздействия метана на климат, по мнению исследователей, за 100 лет снижает эту цифру примерно до 4,5 т. Такое же судно выбрасывает около 4,4 т при использовании дизельного топлива.

Во всем мире морской транспорт, в который входят круизные лайнеры, контейнеровозы, нефтяные танкеры и сухогрузы, выбрасывает 1000 млн т углекислого газа в год, что составляет 3% его мировых выбросов. По мнению специалистов Transport & Environment, хотя круизные лайнеры составляют очень небольшую  долю этого сектора, они являются наиболее публичными, и любые шаги, предпринимаемые круизными компаниями для перехода на экологически чистое топливо, будут иметь серьезное влияние на отрасль в целом. Transport & Environment призывает круизную отрасль переходить на более современные технологии, такие, как, например, использование водородного топлива.

Напомним, что международная морская организация (IMO) в прошлом месяце приняла пересмотренную стратегию, направленную на сокращение выбросов парниковых газов в судоходной отрасли на 1 млн т в год до нуля к 2050 г.