Энергетика с нулевым следом
Россия, занимая 2-е место среди стран Европы по мощности атомной генерации, успешно реализует цели устойчивого развития ООНКлиматическая повестка, декарбонизация, зеленая энергетика — эти понятия стали неотъемлемой частью деятельности мировых общественных организаций и ответственного бизнеса. Все крупнейшие энергетические компании, в том числе российские атомщики, основные поставщики экологически чистой электроэнергии в России, много лет ведут работу в этом направлении. На атомную энергетику приходится 20% российской генерации, а углеродный след от нее практически равен нулю.
Зачем бороться с глобальным потеплением
Главная цель Парижского соглашения 2015 г. в рамках конвенции ООН об изменении климата состоит в том, чтобы удержать рост глобальной температуры на уровне ниже 2 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем и приложить усилия для ограничения повышения температуры до 1,5 °C. Это обусловлено научным консенсусом в отношении того, что ограничение роста парникового эффекта значительно снизит риски, связанные с изменением климата. Однако выбросы углекислого газа, связанные с энергетикой, продолжают расти: согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2021 г. они выросли на 6% до 36,3 млрд т, самого высокого уровня за всю историю. Согласно заключению Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) ООН, опубликованному в прошлом году, выбросы парниковых газов на нынешнем уровне приведут к нарушению климатического баланса и необратимым изменениям в окружающей среде чуть более чем через 10 лет, что говорит о необходимости практических действий по борьбе с глобальным потеплением уже сейчас.
Зеленые тона атомной энергетики
Два года назад Зион Лайтс, британская писательница и экоактивистка, пресс-секретарь международной экологической и антиядерной организации «Восстание против вымирания» (Extinction Rebellion), перешла на сторону развития атомной энергетики и присоединилась к международному проядерному экологическому движению «Экологический прогресс» (Environmental Progress). Свое решение она объяснила тем, что была подвержена антинаучным настроениям и согласилась, что использование атомной энергетики важно для сдерживания темпа глобального потепления. «Что если вы посвятили большую часть своей жизни попыткам спасти планету, — написала она в журнале Quillette, — но потом поняли, что, возможно, на самом деле усугубили ситуацию?»
Этот вопрос сегодня крайне актуален для многих экологов. За последние полвека наблюдается большой прогресс в уменьшении загрязнения воздуха и воды, сохранении и защите дикой природы, но, когда речь идет о борьбе с глобальным потеплением, оказывается, что намеченные странами и компаниями планы по декарбонизации попросту не могут быть выполнены. Согласно исследованию консалтинговой компании Accenture, более трети из 2000 крупнейших государственных и частных компаний мира публично заявили о целях по нулевым выбросам, но 93% из них не могут достичь этих целей исходя из текущих социально-экономических условий.
Пример такого подхода — госкорпорация «Росатом», которая за 15 лет существования стала одной из лучших генерирующих компаний с точки зрения экологии. «В Росатоме разработана экологическая стратегия, направленная на предотвращение угрозы изменения климата, которая определяет соблюдение всех необходимых стандартов в области ESG, в том числе международных», — отметил член общественного совета Росатома Валерий Меньщиков.
Проблемой остается и затянувшаяся «война» против атомной энергетики, единственной технологии, демонстрирующей способность резко сократить выбросы углекислого газа в мире. «Когда случаются экологические протесты, как это было, например, не так давно при строительстве АЭС в Индии, мы проводим кропотливую и порой длительную разъяснительную работу. Это непростая задача, ведь в прошлом в мировой атомной энергетике случались катастрофы. Нам необходимо показать, что мы строим наиболее передовые в мире по безопасности конструкции реакторов энергоблоки поколения «три плюс», которые уже работают, например, на Нововоронежской АЭС или на Ленинградской АЭС. Мы выиграли тендер на строительство двух энергоблоков на АЭС «Пакш-2» в Венгрии, показав уже после аварии на Фукусиме, что можем строить безопасные блоки», — рассказал Меньщиков.
Мирный атом как сторона «Зеленого квадрата»
Несмотря на противодействие антиядерных экоактивистов, атомная энергетика признана одним из наиболее низкоуглеродных источников энергии наряду с ветровой, солнечной и гидрогенерацией. Тезис о низкоуглеродной природе атомной энергетики был озвучен экспертами при подготовке первой редакции Таксономии ЕС в 2020 г.: «Подтверждение потенциального существенного вклада ядерной энергии в достижение целей по смягчению последствий изменения климата является достаточным и ясным».
В отчете, подготовленном группой экспертов Европейской экономической комиссии ООН в прошлом году, говорится, что атомная энергия играет решающую роль в обезуглероживании энергетического сектора.
Как сформулировала государственная корпорация «Росатом» в своей концепции «Зеленый квадрат», для снижения темпов глобального потепления нужно сделать ставку на четыре вида энергетики: ветровую, солнечную, гидроэнергетику и атомную.
О том, как ядерная энергия помогает сократить выбросы и как она может способствовать устойчивому достижению нулевого уровня выбросов в будущем, велась речь на прошедшем в ноябре этого года ежегодном климатическом саммите ООН (COP27) в Шарм-эль-Шейхе (Египет). В частности, генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил, что ядерная наука и технологии являются частью решения проблем как по снижению выбросов парниковых газов, так и по адаптации к последствиям изменения климата: «Все больше государств, практически не имеющих ядерного опыта, обращаются к нам за советом по достижению своих целей в области климата с помощью ядерной энергии».
Все дискуссии и исследования сходятся в одном: декарбонизация энергетических систем требует использования всех низкоуглеродных технологий, включая атомную энергетику, достижение глобальных климатических целей без ее использования невозможно.
ЕС подтвердил экологический статус атомной энергетики
Базовым документом для закрепления зеленого статуса отрасли является Таксономия либо аналогичный документ. Наиболее проработанной и детальной на сегодня является Таксономия ЕС, на которую ориентируются страны при разработке национального зеленого регулирования.
В начале 2022 г. в Дополнительном делегированном акте (ДДА) к Таксономии были опубликованы критерии для признания проектов в области атомной генерации в числе устойчивых видов деятельности, при этом атомная генерация была отнесена к переходным видам деятельности как низкоуглеродный стабильный источник энергии, способствующий переходу к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).
Согласно данным МГЭИК, в течение жизненного цикла атомная энергия производит примерно такое же количество выбросов в эквиваленте углекислого газа на единицу электроэнергии, что и ветер, половину выбросов, которые производит гидроэнергетика, и одну четверть выбросов на единицу электроэнергии по сравнению с солнечной энергетикой.
Одно из основных требований, упомянутых в Таксономии ЕС, универсально для всех видов генерации электроэнергии — это непревышение выбросов парниковых газов массой 100 г в эквиваленте углекислого газа на 1 кВт ч на всем жизненном цикле электростанции. Аналогично выбросам при генерации ВИЭ прямые выбросы АЭС близки к нулю (среднее значение для АЭС — 5,5 г за весь жизненный цикл), и с соблюдением этого критерия проблем нет.
Однако, учитывая технологическую сложность атомной энергетики, зеленое регулирование предъявляет к ней дополнительные требования. Необходимо подтвердить безопасность эксплуатации АЭС, т. е. устойчивость к внешним экстремальным воздействиям, а также минимизацию негативного воздействия АЭС на окружающую среду.
Подразумевается соблюдение международных стандартов безопасности МАГАТЭ и Западноевропейской ассоциации органов регулирования ядерной безопасности (WENRA), а также предоставление соответствующей отчетности в надзорные национальные и международные органы (РФ регулярно представляет в МАГАТЭ национальные доклады о выполнении обязательств в соответствии со ст. 5 Конвенции о ядерной безопасности 1994 г.).
Сформулированы также критерии в части ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В частности, это стремление к замыканию ЯТЦ и к минимальному образованию радиоактивных отходов (переход к реакторам IV поколения и замкнутому ЯТЦ). У России, как одного из лидеров в области ядерной энергетики, имеются технологии переработки отработанного ядерного топлива, поэтому российское регулирование квалифицирует его как ресурс, а не как отход, что по смыслу соотносится с требованием ДДА Таксономии ЕС о стремлении к переходу к экономике замкнутого цикла.
Российские АЭС и ЦУР ООН
Атомная энергетика России, занимая 2-е место среди стран Европы по мощности атомной генерации после Франции, позволяет ежегодно экономить более 100 млн т выбросов парниковых газов (в эквиваленте CO2), а атомные станции в РФ и действующие за рубежом АЭС российского дизайна в 2021 г., согласно публичной отчетности Росатома, позволили предотвратить 208 млн т выбросов. «Когда мы строим АЭС за рубежом — а мы являемся мировыми лидерами в этой отрасли, сооружая на сегодняшний момент 20 энергоблоков в разных странах, — мы проходим проверку по всем критериям, которые могут оказывать влияние на экологическую обстановку», — уточнил Меньщиков.
Вся атомная генерация страны входит в госкорпорацию «Росатом», и требования в области экологии описаны в «Единой отраслевой экологической политике», принятой в 2008 г. По рейтингу журнала Forbes Росатом входит в первую пятерку самых экологичных российских компаний. Его затраты на охрану окружающей среды, согласно данным корпорации, в 2021 г. составили 20,5 млрд руб.
Деятельность Росатома оказывает влияние на реализацию всех 17 целей устойчивого развития (ЦУР), установленных в 2015 г. резолюцией ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
В первую очередь, это ЦУР 7 — «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех». «Абсолютно убежден: ядерная энергетика должна быть включена в седьмую ЦУР ООН. Уже несколько лет продвигаем данную позицию на всех международных площадках, в которых принимаем участие», — прокомментировал программный директор Глобального финансового форума Ecumene Сергей Рыбаков.
Безопасность АЭС, сооруженных по российским проектам с водо-водными энергетическими реакторами (ВВЭР), подтверждена стресс-тестами на соответствие «постфукусимским» требованиям. Например, реактор ВВЭР-1200 отличается повышенной на 20% мощностью при сопоставимых с предыдущими проектами размерах оборудования, сроком службы в 60 лет, возможностью маневра генерируемой мощностью в интересах энергосистемы, высоким коэффициентом использования установленной мощности (90%) и возможностью работать 18 месяцев без перегрузки топлива.
Российская атомная промышленность, как и мировая, поддерживает широкий спектр рабочих мест, что соответствует ЦУР 8 («Достойная работа и экономический рост»). Сооружение и эксплуатация АЭС с двумя энергоблоками обеспечивают занятость более 10 000 россиян в сфере ядерной инфраструктуры. При этом не стоит забывать, что атомная энергетика, как правило, требует меньше минеральных ресурсов, чем другие источники энергии: ее основным сырьем является уран, а ресурсы урана обширны и широко распространены по всему миру, что соответствует ЦУР 12 («Ответственное потребление и производство»).
Повестка устойчивого развития активно прорабатывается Росатомом на профильных международных площадках — конференциях МАГАТЭ и Всемирной ядерной ассоциации (WNA), что соответствует ЦУР 17 («Партнерство для достижения целей»). Помимо атомных площадок Росатом является активным участником обсуждений по тематике устойчивого развития Всемирного энергетического совета (World Energy Council).
Несмотря на изменение внешних обстоятельств, амбициозные цели госкорпорации в сфере устойчивого развития остаются в силе.
В Росатоме считают, что деятельность госкорпорации остается в русле глобальной ESG-повестки, которая в течение последних нескольких лет стала главным трендом мирового бизнес-сообщества. Концепция устойчивого развития, которой придерживается Росатом, подразумевает эффективное использование ресурсов, гармоничное развитие местных сообществ, что соответствует целям и задачам национальных проектов России.-