Судовая сажа ускоряет таяние арктических льдов

Из-за увеличения грузопотока в Арктике растет угроза климатического кризиса
freepik.com
freepik.com

Поскольку климатический кризис позволяет использовать новые морские маршруты, например, по Северному ледовитому океану, выбросы сажи от судоходства ускоряют таяние льдов и создают риск для экосистем, пишет The Guardian.

В феврале прошлого года российский газовоз «Кристоф де Маржери» (назван в честь погибшего в октябре 2014 года главы французской Total в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково»), к вошел в историю, пройдя по ледяным водам Северного морского пути в середине зимы. Новаторское путешествие из Цзянсу в Китае до арктического терминала Сабетта на полуострове Ямал было объявлено началом новой эры, которая может изменить глобальные морские маршруты, сократив время в пути между Европой и Азией более чем на треть. Это стало возможным благодаря климатическому кризису. Сокращение полярных льдов позволило увеличить грузопоток в Арктике на 25% в период с 2013 по 2019 год, и ожидается, что этот рост продолжится.

С одной стороны, арктическое судоходство стало возможным благодаря климатическому кризису, но с другой, оно усугубляет этот кризис. Большее количество судов — это увеличение выбросов выхлопных газов, которые ускоряют таяние льда из-за явления, связанного с сажей, черным углеродом, загрязнителем воздуха, образующимся в результате неполного сгорания ископаемого топлива. Когда сажа попадает на снег и лед, она резко ускоряет таяние. Темный снег и лед, поглощая больше энергии, тают намного быстрее, чем отражающий тепло белый снег.

Экологи предупреждают, что в Арктике, в период с 2015 по 2019 год количество сажи с судов увеличилось на 85%, главным образом из-за увеличения количества нефтяных танкеров и сухогрузов. Однако в отличие от других секторов транспорта, включая автомобильный, железнодорожный и внутренний водный, где стандарты качества воздуха ограничивают выбросы, для судоходства не существует никаких правил. В ноябре прошлого года Международная морская организация (ИМО) приняла резолюцию об использовании более чистых видов топлива в Арктике для сокращения выбросов сажи, но оставила ее в качестве добровольного шага.

На прошлой неделе ИМО снова оказалась в центре внимания. Коалиция экологических групп предупредила на заседании своего подкомитета по предотвращению загрязнения, что резолюция сделала слишком мало для решения климатического кризиса в Арктике. Она представила документ, призывающий правительства согласовать обязательные правила для сокращения выбросов черного углерода судоходством в регионе.

В прошлый понедельник ученые из Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата (МГЭИК) предупредили, что необходимо принять срочные меры, чтобы предотвратить изменение климата. Они пришли к выводу, что международное сообщество недостаточно выполняет обязательства по борьбе с изменением климата и выделили сектор судоходства для особой критики. Согласно отчету судовых брокеров Simpson Spence Young, загрязнение от глобального судоходства увеличилось на 4,9% в 2021 году.

«Государства — члены ИМО должны согласовать глобальные действия по резкому сокращению выбросов сажи с судов в этом десятилетии, чтобы смягчить климатический кризис в Арктике», — заявила ведущий советник альянса «Чистая Арктика» доктор Сиан Прайор. Она настоятельно призвала государства внести свой вклад, немедленно приняв меры по сокращению выбросов сажи с судов. По мнению альянса, если бы все суда, использующие тяжелый мазут в Арктике, перешли на более чистое дистиллятное топливо, это сократило бы их выбросы сажи на 44%. Если бы на всех судах были бы установлены дизельные сажевые фильтры, которые снижают выбросы за счет улавливания и хранения углерода, количество сажи можно было бы сократить еще на 90%.